ХРИСТИАНЕ-УНИТАРИАНЕ
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 17.12.2017, 11:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
О единстве Бога [53]
Библейское учение о Боге, Иисусе Христе, опровержение учения о Троице
Учения [14]
Материалы, освещающие различные истины Библии и положения веры нашей Церкви
История [7]
Статьи на разные темы [1]
Наш опрос
Оцените содержание нашего сайта
Всего ответов: 423
Главная » Статьи » О единстве Бога

СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ УЧЕНИЕ О ТРИЕДИНСТВЕ БИБЛИИ (10)

5. Положение Святого Духа

На основании сделанных до сих пор выводов читатель мог убедиться в том, что в Новом Завете существует важное иерархическое различие между Богом и Сыном Божиим – в противовес Афанасьевскому и Аугсбургскому исповеданиям, согласно которым Отец и Сын являются в равной степени вечными и великими.

Но это еще не все. Так называемое учение триединства порождает двойное искажение. С одной стороны оно искусственно уравнивает Бога и Сына Божьего, с другой стороны искусственно отделяет от Бога Духа Божьего. Дух Божий превращается в независимую самостоятельную личность (с собственной, независимой от Бога волей – как у Иисуса?), которой можно даже молиться.

 

5.1 Личностные качества Святого Духа

Перед нами стоят следующие вопросы:

Действительно ли Святой Дух является совершенно отдельной, самостоятельной личностью, которая, также как и Иисус, независимо и самостоятельно мыслит, чувствует и действует, и которой можно молиться точно так же, как и Иисусу?

Имеет ли Святой Дух свою собственную, независимую от Бога (Отца), волю?

Если честно проанализировать высказывания Нового и Ветхого Завета, то на эти вопросы нельзя ответить утвердительно. Потому что насколько ясно и четко в Библии видно различие между Богом и Иисусом, настолько незначительно оно между Богом и Духом Божиим.

На основании нескольких мест Нового Завета, которые действительно говорят о личностных качествах Святого Духа, делается скороспешное заключение, что Он является отдельной личностью, которую следует отличать от личности Бога (Отца).

Если же принять во внимание совокупность всех высказываний Библии о Святом Духе, то представляется более уместным рассматривать Его как Дух Бога (Отца Иисуса). Это означает, что Святой Дух не есть отдельная от Бога личность, а Его собственный Дух.

И это нисколько не противоречит тем местам Библии, где просматривается личностный характер Святого Духа. Напротив! Поскольку Бог является личностью, то вполне естественно, что и Его Дух выражает себя как личность.

Тем не менее, выражения «личностный характер» или «личностные качества» не следует понимать превратно, как если бы Святой Дух имел еще и собственную, независимую от Бога волю, которая теоретически могла бы даже отличаться от воли Бога (Отца Иисуса). Именно в вопросе собственной воли яснее всего обнаруживается различие между Святым Духом и Христом.

Христос, в отличие от Духа Божьего, является самостоятельной независимой личностью, имеющей собственную волю. Его воля способна  отличаться от воли Отца, если бы Иисус только пожелал этого. Чтобы убедиться в этом, достаточно лишь вспомнить Его молитву в Гефсиманском саду: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лук.22:42).

Наличие собственной воли является основным признаком независимой личности. Что касается Святого Духа, то Новый Завет не сообщает, что Он имеет свою собственную, независимую от Бога, волю.

Святой Дух можно представить как влияние личности Бога, как Его личное присутствие, которое действует на земле и в сердцах людей. И это ничуть не противоречит определенной самостоятельности Святого Духа, которая явно прослеживается в Новом Завете. С другой стороны, во многих местах Нового Завета Святой Дух представлен как «элемент», что совсем не сообразуется с понятием о независимой личности. Это подтверждает также и весь Ветхий Завет. Там говорится о Духе Божием или Духе Господнем. Он исходит от Бога и берет человека в Свое владение. Он есть – если можно так выразиться – отделенное сознание Бога. Поскольку Бог бесконечен, Он может Своим присутствием объять любое количество людей – как Ему угодно.

Поскольку Бог (Отец Иисуса) является личностью, понятно, что и Его присутствие в нас будет иметь личностный характер. Это значит, что оно будет увещевать, ободрять, руководить и направлять нас, а также действовать через нас. Все это – личностные качества!

Тем не менее, как уже было показано, из этого еще нельзя делать обязательный вывод, что Святой Дух является самостоятельной личностью с независимой волей, к которой можно обращаться лично (причем независимо от Отца или от Иисуса). А ведь именно это и приписывает Святому Духу учение триединства, основанное на Афанасьевском символе веры. Новый Завет имеет на этот счет иное мнение. Он показывает, что мы можем лично обращаться только к Отцу и Сыну.

Другими словами: Если Бог и Иисус представлены в Библии как разные личности, то Бог и Святой Дух действительно имеют «одну сущность». Святой Дух есть часть личности Бога – подобно тому, как и дух человека является частью его самого.

В этой связи интересно отметить, что в некоторых немецких переводах Библии «Святой Дух» везде написано с большой буквы – как будто слово «Святой» является собственном именем «третьей личности Божества» (например, Elberfelder Übersetzung). Это говорит об определенной предвзятости издателей. Сыграла и здесь решающую роль догма триединства? Сплошное написание слова «Святой» с большой буквы не оправдывается текстом подлинника, поскольку во многих местах Нового Завета слово «святой» является лишь прилагательным, описывающим качественное свойство Духа Божьего /См. пояснения о святом Духе в уже упомянутой Companion Bible, Anhang Nr. 101/.

В переводе Лютера, напротив, слово «святой» напечатано с малой буквы, что говорит о характере Святого Духа. Он свят, поскольку является Духом святого Бога.

Как в Ветхом, так и в Новом Завете Святой Дух представлен как непосредственно принадлежащий Отцу. Он имеет меньше личностных признаков чем Иисус, поскольку часто проявляет себя в непосредственной связи с Богом или с Иисусом, причем в большинстве случаев как зависящий от них. Так, Новый Завет неоднократно говорит о том, что Иисус есть тот, который крестит Духом Святым (см. Лук.3:16). Это обстоятельство представляет Святого Духа не столько как личность, сколько как присутствие Божие или как «элемент» (как и при водном крещении «элемент вода» может рассматриваться как символ, указывающий на Святого Духа). Кроме того, Ветхий и Новый Завет часто представляют Святого Духа как силу Божию.

Тем не менее, в Матф.12:22-32 сказано, что Святого Духа можно хулить как личность. Это место следует рассмотреть внимательнее, потому что во-первых, оно обнаруживает иерархию между Сыном и Духом Божиим, во-вторых показывает, что Святой Дух есть никто иной, как сам Бог или Его заместительное присутствие на планете Земля. Рассмотрим же поближе описанное там событие.

Иисус изгонял бесов Духом Божиим (так сказал Он сам). Фарисеи же утверждали, что Он делает это «силой князя бесовского». Стих 24а показывает, что фарисеи, чтобы опорочить Иисуса перед народом, умышленно отождествили Святого Духа с бесом (хотя их внутренний голос свидетельствовал им обратное!). Иисус дает им на редкость суровый ответ:

«Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матф.12:31-32).

Спрашивается, почему хула на Святого Духа является более тяжким грехом, чем хула на самого Иисуса? На этот вопрос нельзя найти удовлетворительный ответ, если не исходить из сущности Святого Духа и сущности Иисуса.

На основании уже сделанных нами выводов, ответ будет выглядеть следующим образом: в случае хулы на Святого Духа хулится сам Бог, поскольку Святой Дух есть Дух личности Бога. Этого не меняет и то обстоятельство, что позже Отец особенным образом предоставляет Святого Духа в распоряжение Иисуса (см. Деян.2:33).

В случае же хулы на Иисуса, хулится «только» Сын Божий, Которого Бог поставил посредником /См. 1Тим.2:5/ между Им и людьми, и поручение Которого состоит в том, чтобы освобождать и спасать людей.

Событие, описанное в Матф.12:22-32 обнаруживает связь к Ветхому Завету. Там Бог представлен как абсолютно святой и гневный из-за греха людей. Хула на Бога наказывалась неминуемой смертью.

Событие из Матф.12:22-32 показывает, что хула на Иисуса не является хулой на Бога, а хула на Духа Святого – да!

В конечном итоге, этот феномен можно объяснить очень просто: Иисус не Бог, а Сын Божий, тогда как Святой Дух есть присутствие самого Бога.

Это событие хулы на Святого Духа подчеркивает важность служения Иисуса Христа как Первосвященника и Посредника. Обыкновенный человек не может устоять перед святостью Божией, поэтому Ему обязательно нужен посредник, который представил бы его перед Богом святым и праведным. Этот посредник – Иисус Христос. Он спасает нас от справедливого гнева Божьего.

 

5.2 Молитва Святому Духу

Следующий аспект должен заставить нас призадуматься. В Библии нигде не сказано, что мы можем или должны молиться или поклоняться Святому Духу. Мы также не находим в Библии примеров, чтобы кто-либо молился или поклонялся святому Духу, как это сегодня порой происходит в христианских собраниях.

Если бы Духу Божьему действительно нужно было поклоняться как отдельной личности (подобно Иисусу), то в Библии обязательно было бы несколько мест в этом направлении. Не удивительно ли, что она содержит молитвы и примеры поклонения Богу, но ни одной молитвы и ни одного случая поклонения «третьей личности Божества» – Святому Духу?

Также и в грандиозной картине поклонения в Откр.5:13, все Творение воздает честь и славу «Сидящему на престоле и Агнцу», а прославление Святого Духа вообще не имеет места! Если допустить, что учение триединства правильно, то это обстоятельство выглядит очень странным. Ведь если Святому Духу действительно принадлежит честь и слава, то здесь обязательно должно быть названо и Его имя! Почему этого не происходит?

На это есть очень простое и понятное объяснение: Поскольку Святой Дух является духом самого Бога, Его личным присутствием на земле, к нему невозможно обращаться как к отдельной личности. Он есть самовыражение Бога, Его «силовое поле» или «продленная рука».

В Библии нет ни одного места, где бы упоминалась молитва Святому Духу. По этой причине практику такой молитвы необходимо назвать небиблейской!

Мы читаем, что Иисус призывает своих учеников просить Отца об исполнении Святым Духом (Лук.11:13). Спрашивается, почему Он не призывает их просить самого Святого Духа, если Он, по учению триединства, является Богом в такой же степени, как и Отец Иисуса?

Кроме того, мы читаем, что Иисус есть крестящий Святым Духом (Марк.1:8). Таким образом, после Пятидесятницы «ответственным лицом» или «уполномоченным Бога» по вопросу крещения Духом Святым является Иисус, а не сам Дух Святой!

Нельзя не отметить и того обстоятельства, что многие славословия и благословения Нового Завета вообще не упоминают "личность" Святого Духа /См. Гал.1:3; 2Кор.1:2; Римл.1:7; Тит.1:4 и др./. Это тоже говорит о том, что во времена Апостолов Святой Дух еще не занимал положения «третьей личности Божества».

 

5.3 Происхождение Святого Духа – положение Иисуса по отношению к Святому Духу

В Новом Завете Иисус получает от Отца власть ниспосылать Святого Духа и крестить Святым Духом. Тем не менее, как мы уже видели из приведенных выше мест, Святой Дух исходит от Отца, потому что Он есть Его собственный Дух. Иисус же, безмерно любимый и превознесенный своим Отцом, получил от Него Святого Духа в свое распоряжение (см. Деян.2:33). При этом есть все основания полагать, что эти полномочия Иисус получил только после Своего воскресения и вознесения. Так, в Деян.2:33 сказано, что «Он, быв вознесен десницею Божией и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите». Мы видим, что и здесь Святой Дух представлен не как отдельная личность, а как «элемент» или как присутствие Божие.

Как уже было показано, Сын Божий получил от Отца ряд полномочий лишь только потому, что сделался Агнцем Божиим, т.е. добровольно принял крестную смерть (см. также Откр.5:9). Мы видели, что Отец «дал Ему власть производить и суд», «потому что Он есть Сын Человеческий» (Иоан.5:27; см. также гл.4.2.6). Поэтому и то обстоятельст- во, что Иисус получил от Отца обетование Святого Духа только после Своего превознесения, полностью вписывается в эту библейскую линию.

Книга Откровение повествует о семи духах Божиих, «посланных во всю землю» (Откр.5:6; 3:1; 4:5; 1:4; ср. также 7 очей Господа, «которые объемлют взором всю землю» в Зах.4:10).

В Откр.5:6 и 3:1 показано, что после своего воскресения Иисус располагает семью духами Божьими, которые посланы «во всю землю». Там также сказано о семи рогах и семи очах Агнца (см. также Деян.16:7; Римл.8:9; Гал.4:6).

Нам трудно представить, что Сын Божий может распоряжаться духом своего Отца. В этом отношении Святой Дух можно представить как «отщепленное» от Бога присутствие Божие (7 духов Божиих), которое существует самостоятельно и может присутствовать в любой точке Вселенной. В общем и целом мы, однако, должны признать, что сущность Святого Духа следует охарактеризовать как очень таинственную. Тем не менее, утверждение, что Дух Божий есть «третья личность Божества» с независимой волей, которой можно даже молиться, является слишком смелым и опасным, поскольку Библия этому не учит. Напротив, как Иоан.16:13, так и все Св. Писание свидетельствует о том, что Святой Дух не является отдельной личностью с собственной волей:

«Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Иоан.16:13).

Святой Дух не выражает своих собственных мыслей и мнений, хотя и имеет определенную самостоятельность. Он транспортирует и передает нам лишь то, что слышит от Иисуса и от Отца. Так же и в обратном направлении: Он передает Богу и Сыну Божьему то, что видит на земле (1Кор.2:10; Откр.5:6).

Приведенные ниже места Нового Завета (а также и другие, не приведенные здесь – напр. Матф.10:20; Лук.11:13; Деян.2:33), показывают, что Святой Дух исходит не от Иисуса, а от Отца:

«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан.14:26).

«Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан.15:26).

Таким образом, началом и источником Святого Духа является Отец. И если Отец превозносит Сына, дает Ему имя выше всех имен (Фил.2 гл.) и назначает Его Вождем и Спасителем людей (Деян.5:30-31), то вполне очевидно, что и Дух Отца желает прославить и возвеличить Иисуса (см. Иоан.16:14). Но дополнительно к этому Иисус получает Святого Духа еще и в Свое личное распоряжение. Он имеет под Своим началом семь Духов Божиих (Откр.3:1), поскольку получил такое обетование от Отца (Деян.2:33).

После своего воскресения Иисус есть тот, который крестит Святым Духом. И \это тоже вполне естественно, потому что как Посредник и Первосвященник Он наделен Богом особыми полномочиями, чтобы вводить нас в присутствие Божие, которое есть Дух Божий. Как уже было упомянуто, в Деян.2:33 сказано, что Иисус получил Святого Духа в Свое распоряжение только после Своего вознесения.

Последнее, очень важное свидетельство, состоит в том, что после вознесения Иисуса Отец и Сын совместно пребывают в людях (см. Иоан.14:23). Поэтому тот, кто имеет Святого Духа, имеет обоих – Бога и Сына Божьего! /То, что сегодня Иисус пребывает и действует на земле посредством Святого Духа, показывают следующие места: Деян.16:7; Римл.8:9; Гал.4:6; 1Петр.1:11; Матф.18:20./

 

См. Продолжение

Категория: О единстве Бога | Добавил: unitarian (29.04.2011) | Автор: Арно Фарина
Просмотров: 1879 | Рейтинг: 5.0/3 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое. Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Хостинг от uCoz