4.2.2.2 Парадоксальность двойственного характера Иисуса
Иисус Христос бесконечно выше любого человеческого первосвященника, поскольку имеет Божественную природу. Двойственный характер Его природы очень выразительно представлен в первых главах послания к Евреям. С одной стороны, Он уже с самого начала имеет Божественную природу (не являясь при этом самим Богом, т. е. ЯХВЕ), поскольку является сиянием славы и отражением сущности Бога (см. Евр.1:3). С другой стороны, свое положение Он получил лишь благодаря конкретным действиям Бога. – Например, мы читаем, что Бог поставил Его наследником всего (Евр.1:2). То, что Иисус имеет Божественную природу, еще не означает, что Он имеет также и все свойства своего Отца – например, Его Божественное положение.
Это кажущееся противоречие объясняется тем обстоятельством, что Иисус есть Сын Божий. Выражение «Сын Божий» является здесь ключом к пониманию (см. ниже – гл. 4.2.3 и 4.2.5). В Библии есть указания, что Иисус был единородным Сыном.
Центральное место в этом отношении мы находим в Фил.2:6, где сказано, что Иисус был равным (в смысле "подобным") Богу. Это небесное Богоподобие Иисуса, противопоставленное здесь Его человеческой природе, настолько возвышенно, что земное Богоподобие Адама, который тоже был создан по образу Божию, не выдерживает с ним никакого сравнения. Таким образом, под Богоподобием Иисуса здесь не может подразумеваться Его человеческий образ – тем более, что в ст.7 сказано, что Он, будучи человеком, не обладал более этим небесным Богоподобием. Тем не менее, как человек Иисус все еще обладал (меньшим) Богоподобием Адама.
Самостоятельный и независимый образ мыслей Иисуса характеризует Его как отдельную личность, которую следует отличать от личности Отца. Здесь явно просматриваются две отдельные, независимые друг от друга воли. Павел не стал бы ставить нам в пример послушание Иисуса, если бы Он не имел возможности поступать иначе, чем желает Его Отец. Если же Иисус действует самостоятельно, то Он не может быть «единосущным с Отцом» и рассматриваться как «ипостась» одного триединого Бога. Да, Иисус находился в полном единстве со своим Отцом и подчинялся Ему, однако вовсе не потому, что не имел другого выбора!
Лишь после того, как Иисус умер, Бог "превознес Его" и дал Ему имя "выше всякого имени". За что? – За Его примерный образ мыслей! (см. Фил.2:9).
Обратимся вновь к посланию к Евреям. Как мы уже отмечали, в Евр.1:2-4 мы снова встречаем двойственный характер Иисуса. С одной стороны, Он от начала имел Божественную природу и был подобен Богу как сияние Его славы, как носящий Его образ и как содержащий Вселенную словом Своего могущества. С другой стороны, Свое положение Он получил в результате определенных действий Бога, Который "поставил" Его наследником всего. Кроме того, Иисус унаследовал от Бога имя превыше всех имен. Таким образом, и здесь ясно, что Иисус не является самим Богом. Бог ни от кого не получил своего положения, потому что Он – самая наивысшая инстанция. Иисус же, напротив, был «превознесен» Богом, своим Отцом, и «унаследовал» от Него нечто, чего явно не имел раньше.
Тринитарное выражение Бог-Сын исходит из предпосылки, что по своему положению Иисус всегда был равен Богу, что противоречит Фил.2:9.
Проблематично тринитарное понимание Бога и совершенно безосновательное утверждение, что Отец и Сын, являясь разными личностями, все же представляют собою одно Божество, причем Иисус подчинен Богу как Первосвященник и посредник. В строгом Библейском смысле Богом может быть назван только Отец Иисуса. Так же и Апостолы, как мы уже видели в главе 3.2, при слове «Бог» думали только об Отце Иисуса.
В послании к Евреям это подтверждается очень многими местами – например, Евр.9:24:
«Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие»
Совершенно очевидно, что некто, предстоящий перед лицом Божиим, не может сам быть этим Богом! К кому здесь относится слово «Бог»? К Христу? – Нет! Здесь ясно сказано, что Христос стоит перед Богом, чтобы ходатайствовать за людей!
В моем понимании Бог – это самая наивысшая инстанция из всех существующих. Иисус Христос – как мы уже видели, – получил определенные качества только в результате действий своего Отца, поэтому Он не может быть назван наивысшей инстанцией. Следовательно, мы не имеем права считать Его Богом. Тем не менее, поскольку Бог, Его Отец, сделал Его высшей инстанцией для людей и для Ангелов, мы (и Ангелы) можем и должны Ему поклоняться (см. Евр.1:6).
Учитывая все сказанное выше, следует сказать, что правильно называть Иисуса не Бог-Сын, а Божий Сын. Это библейское выражение является самым уместным, поскольку полностью отвечает действительному положению Иисуса как во время Его жизни, так и после вознесения. Не случайно выражение «Сын Божий» занимает центральное место в греческом исповедании веры первых христиан (так называемое «ихтис»-исповедание): «Iesous Christos, Theou Hyios Soter» (Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель).
Заключение: Использование выражения «Божий Сын» вместо тринитарного «Бог-Сын» полностью отвечает как ветхозаветному учению о Боге так и теологии Нового Завета, что особенно ясно представлено в послании к Евреям (см. также: гл.4.2.9.1 о положении «Раба Божьего» у пророка Исаии).
4.2.3 Иисус рожденный Богом Сын
— «...Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари...» (Кол.1:15).
— «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия...» (Откр.3:14).
Оба эти высказывания представляют собой «крепкие орешки», поскольку абсолютно не вписываются в учение триединства. Неудивительно, что эти места усердно оспариваются его сторонниками.
Я постараюсь пояснить эти места с точки зрения понятий «Отец» и «Сын», которые на протяжении всего Нового Завета характеризуют отношения между Иисусом и Богом.
Поскольку Иисус называет Бога своим «Отцом» и Сам является «Сыном Божиим», необходимо в первую очередь исходить из буквального значения и нормального употребления этих слов – со всеми вытекающими из этого последствиями. Выражения «Отец» и «Сын» находятся в Библии не случайно, а по воле Бога. Совершенно очевидно, что этим Он хотел вызвать у людей определенные представления.
Одно из этих представлений состоит в том, что сын происходит от своего отца – т. е. Иисус происходит от Бога. Помимо этого, в иудействе существовала еще мысленная ассоциация, представляющая царя как сына Божьего, поскольку он был избранником Божиим и управлял народом как Его заместитель /В Ветхом Завете выражение «сын Божий» употребляется также и по отношению к царю или даже ко всему израильскому народу. При этом имеется в виду избрание царя (или израильского народа) Богом. Однако термин «сын» означает еще и происхождение. По иудейскому пониманию, Мессия должен быть «сыном Давидовым», то есть происходить из рода Давида. То обстоятельство, что в Новом Завете Иисус называет Бога своим Отцом и даже обращается к Нему «Авва» (по-русски: папа), придает термину «Сын Божий» особое измерение, указывая не только на Божественное избрание Иисуса, но и на Его Божественное происхождение. Критическое богословие в течение долгого времени считало титул «Сын Божий» по отношению к Мессии не иудейским, утверждая, что это Новозаветное представление совершенно чуждо иудейскому образу мышления. По этой причине вопрос Первосвященника: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» (Марк.14:61), а так же слова Ангела к Марии: «посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук.1:35) принимались за более позднюю неиудейскую вставку. Опубликование Кумранского фрагмента 4Q246 доказало обратное. Иудейский текст этого, более раннего чем Новый Завет, фрагмента, содержит выражения «Сын Божий» и «Сын Благословенного» по-арамейски. Таким образом, эти выражения ни в коем случае нельзя считать не иудейскими (см. Schick, Alexander: Faszination Qumran, Bielefeld, 1999, S.118-119)./.
Если в Кол.1:15 Иисус назван "рожденный прежде всякой твари", то это имеет две стороны. Рожденный не может быть одновременно и родившим. Тот, от Которого берет свое начало все существующее, есть предвечный Бог. Рожденный же не есть Бог, а происходит от Бога.
Помимо этого, в Кол.1:15 еще сказано, что Иисус есть "образ Бога невидимого". Эти слова подчеркивают то обстоятельство, что Иисус "очень похож" на Бога. Он несравненно больше подобен Богу, чем первый Адам (Быт.1:26-27). Если Адам был создан по образу Божию, то Иисус есть этот образ! Сын, рожденный Богом, намного больше подобен Ему, чем все то, что Он мог бы сотворить.
В Откр.3:14 сказано, что Иисус есть "начало создания Божия", Бог создал Его совершенно особенным, неповторимым образом – как Своего единственного Сына.
Примечательно, что это, через сыновство отмеченное отношение между Отцом и Иисусом, сохраняется и после вознесения Иисуса. Для Апостолов Он и после своего превознесения Отцом остается Сыном Божиим (см. напр. 1Кор.1:9). Также и мы, верующие-христиане, ожидаем пришествие Сына Божьего, а не «Бога- Сына» (см. 1Фесс.1:10).
В нашем представлении слово «Сын» всегда имеет своей предпосылкой, что кроме Отца существует еще и мать. Но подобно тому, как Адам был создан Богом без участия отца и матери, так и Иисус. Новый Завет называет Его "единородным". Это означает, что у Бога есть только один такой Сын.
Иисус охарактеризован в Кол.1:15 как "образ Бога невидимого". Бог невидим и недоступен для людей. Рожденный им Сын сделал для них Бога реально видимым. Они не видели Бога как Он есть, однако они видели Его Сына, который очень похож на Него. В Иоан.1:18 сказано: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Его)».
Иисус обитает в «недре Отчем» (в недре – в глубине, на лоне, в чреслах – прим. пер.). Это показывает, что Он выше остального Творения. Ни об одном Ангеле и ни об одном человеке не сказано, что он обитает в недре Отчем.
Иисус не является причиной Своего собственного существования, поскольку Он имеет Свое начало.Бог же, напротив, Сам является причиной Своего существования, поскольку Его существование нельзя объяснить какой-либо иной причиной. Это очень веский аргумент против утверждения (которое выдвинул в свое время Афанасий), что Иисус имеет одну сущность с Отцом. Это утверждение неверно уже потому, что Иисус отличается от Бога по меньшей мере тем, что происходит от Него.
Также обращает на себя внимание и замечание "Он есть прежде всего". Почему Ап. Павел подчеркивает это обстоятельство? Ведь по отношению к Богу оно разумеется само собой. Однако говоря об Иисусе, он считает нужным еще раз сделать здесь ударение. – Именно потому, что Сын Божий занимает иное положение, чем Бог!
Места Нового Завета, в которых сказано, что Бог поставил Иисуса Своим наследником, указывают на то, что Иисус очень дорог Богу, и что Он имеет для Бога особое, ни с чем не сравнимое значение (см. Евр.1:3). Понятно, что слово "наследник" в этом случае не имеет в виду смерть завещателя, потому что Бог бессмертен (см. 1Тим.6:16). Слово «наследник» говорит здесь в первую очередь о том, что Иисус получает от Бога нечто, чего еще никогда не имел прежде! Что бы это могло быть? – Этим наследством может быть только Его положение по отношению к другим существам (творениям)!
Только на фоне того, что Бог назначил Иисуса Своим наследником (см. также Пс.2:8; Дан.7:13), можно правильно понять, что те, которые будут спасены Сыном Божиим, будут Его сонаследниками (Рим.8:17). Это означает, что они наследуют не от Христа, а вместе с Ним от Бога /Через совершенное Иисусом спасение мы тоже становимся сынами Божьими. Вначале – духовно, а после нашей смерти даже и телесно (Лук.20:36; Фил.3:21; 1Иоан.3:2). Подобно Иисусу, который предшествует нам во всех отношениях, мы, будучи "сынами" (и "дочерьми") Божьими, будем наследниками Бога вместе с нашим "братом" Иисусом! (см. Евр.2:11; Рим.8:29)./, причем слово «Бог» как в Рим.8:17, так и в многих других местах (напр. Евр.1:2) явно не имеет в виду Христа, а значит и не «триединого» Бога.
Помимо этого, в наследство входит еще и получение господства и священнического служения в вечности. В этом отношении Христос идет впереди нас, однако и мы получим это наследство (см. Откр.5:10). Для умерших верующих предпосылкой этому является их воскресение Христом и жизнь после смерти – как и Он Сам был воскрешен Богом. Христос уже получил Свое наследство, мы же получим его после нашей смерти и воскресения, и будем царствовать с Христом в вечности.
МакАртур в своей статье о "вечном сыновстве" Христа /MacArthur, John: „Erneute Prüfung der ewigen Sohnschaft Christi", in: Bibel und Gemeinde 1/2000, S.8, Bibelbund e.V., Friedrichsgrüner Str. 83, 08269 Hammersbrücke. МакАртур считает, что Иисус не имеет начала, и точно так же предвечен, как и Бог. Тем не менее, его термин "вечное сыновство" заключает в себе предпосылку происхождения Иисуса от Бога, и потому противоречив сам в себе. Никто не может быть сыном без начала – для этого нужно быть когда-то рожденным./ навел меня на интересную мысль. Он говорит о том, что согласно Божьему установлению, всякое творение производит потомство "по роду своему", причем потомки совершенно подобны своим родителям.
После этой, очень далеко идущей мысли, обратимся вновь к библейским свидетельствам. Они недвусмысленно говорят, что Иисус и Бог отличаются по своему положению. Они говорят о наследстве Иисуса. Если же следовать Аугсбургскому исповеданию, то всего этого не может быть, потому что согласно сформулированному там учению триединства, все три личности Божества "единосущны, равны по силе, и одинаково извечны".
См. Продолжение |