3.4 Неправильно истолкованные места Библии
«...Я и Отец одно» (Иоан.10:30)
Многие, ищущие в Библии подтверждение учению триединства, полагают, что в этом месте нашли «золотую жилу». Но если бы учения о триединстве не существовало, такая идея едва ли пришла бы кому-нибудь в голову. Но как же следует понимать этот текст? – Точно так же, как и слова первосвященнической молитвы Иисуса, когда Он молился о единстве своих учеников:
«Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Иоан.17:21-22).
Оба текста – как Иоан.10:30, так и Иоан.17:21-22 – свидетельствуют не об одной сущности Отца и Сына, а о гармонии и согласованности их взаимоотношений /КАЛЬВИН, хотя и сам признавал триединство, по поводу Иоан.10:30 писал: «Старые ученые очень надругались над этим текстом, желая доказать, что Иисус имеет ту же сущность, что и Отец. Но наш Господь Иисус Христос говорил не об одной сущности, а о согласии или согласованности между Сыном и Отцом. (См. Commentaires de Jean Calvin sur le Nouveau Testament, Bd.2, Paris 1854)/.
3.5 Тринитарная формула крещения?
Тринитарная формула крещения (во имя Отца, Сына и Святого Духа – прим. пер.) – это очень щепетильная тема, и я не берусь утверждать, что здесь возможна только одна перспектива или толкование. Тем не менее, нельзя закрывать глаза на тот факт, что источником некоторых несоответствий, которые существуют по вопросу крещения, является сама Библия. Отрицать или просто игнорировать это обстоятельство было бы неверно, потому что такая позиция уже с самого начала перекрывает путь к нахождению истины.
Принципиальный вопрос, в который упирается проблематика тринитарной формулы крещения, состоит в том, можно ли строить какое-либо богословское учение или церковную практику (требу), на основании лишь одного-единственного места Библии?
Безусловно, мы должны со всей серьезностью относиться к каждому месту Св. Писания. Тот факт, что крещение есть воля Божия, не подлежит никаким сомнениям, поскольку об этом говорят очень многие места Нового Завета. Однако то, что оно должно совершаться во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, написано только в одном месте Библии, а именно в Матф.28:19.
Некоторые рассматривают это место как доказательство Божественного триединства, поскольку здесь перечислены «все три личности Божества» – да еще и в связи с таким значительным актом, как крещение! Мессианский еврей STERN в своем переводе Нового Завета вместо выражения «во Имя» употребляет выражение «в действительность», о чем мы еще будем говорить несколько ниже.
Теперь же перед нами стоит другой, гораздо более трудный вопрос: Почему во всем Новом Завете нет ни одного – даже самого малейшего – намека на то, что крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа вообще когда-либо совершалось на практике? Об этом не упоминается ни в остальных трех Евангелиях, ни в Деяниях Апостолов, ни в Апостольских Посланиях!
Напротив! Из Деяний Апостолов следует, что в то время было общепринято крестить только во Имя Иисуса (см. Деян.2:38; 8:16; 10:48; 19:5). На это обстоятельство указывает комментарий к английской Библии «The Companion Bible» (см. The Companion Bible, The Lamp press Ltd.6 old town, London, год издания не указан, дополнение № 185, стр.206).
Этот факт настораживает, поскольку Он обнаруживает явное противоречие Матф.28:19 ко всему Новому Завету. Если Иисус на самом деле заповедал крещение во имя Троицы и оно действительно совершалось, то представляется более чем странным, что об этом больше нигде не упоминается. Ввиду той значимости, которая сегодня придается тринитарной формуле крещения, она обязательно должна быть упомянута еще и в другом месте – либо в Евангелиях, либо в Апостольских Посланиях, в особенности у Ап. Павла. Все важные учения Священного Писания имеют в Библии неоднократное и разностороннее подтверждение.
С другой стороны, о крещении «только» во Имя Иисуса свидетельствуют очень многие места Нового Завета, так что мы можем быть вполне уверены, что такое крещение полностью соответствует Св. Писанию. Можно ли допустить, что повеление Иисуса крестить «во имя Отца, Сына и Святого Духа» было так быстро забыто Его учениками, что о нем ни разу не упоминается в Деяниях Апостолов?
Противоречие между Матф.28:19 и первоапостольской практикой крещения полностью устраняется лишь в том случае, если предположить, что Матф.28:19 является более поздней вставкой /Вольфганг Шнейдер указывает в своем исследовании на то, что Евсевий Кесарийский (первый церковный историк) в 24-х сочинениях цитирует Матф.28:19 вообще без повеления о крещении – а значит и без тринитарной формулы крещения. Но в 5-ти сочинениях он цитирует это место с тринитарной формулой крещения. Эти 5 сочинений были написаны им после Никейского собора, тогда как первые 24 относятся ко времени до собора (см. Wolfgang Schneider: Taufe im Namen der Trinitat? Quelle: www.bibelcenter.de/bibel/trinitaet/mat28_19_ allgemein.php). По видимому, после Никейского собора было отдано предпочтение тексту с тринитарной формулой крещения, а старые рукописи без повеления о крещении, из которых Евсевий цитировал раньше, были изъяты из употребления. Более поздний текст Синайского кодекса (примерно 350 г.) уже содержит тринитарную формулу крещения!/. Это предположение необходимо подвергнуть основательной и беспристрастной проверке. То, что подобные вставки были обнаружены в некоторых местах Нового Завета, является сегодня неоспоримым фактом. Например, так называемая «комма иоаннова» (Comma Johanneum) - см. ссылку 8.
В виду описанного выше положения фактов, тринитарная формула крещения, совершенно изолированно стоящая в Библии, не может служить доказательством правильности учения триединства.
Существует еще и другой подход к этому вопросу. При этом текст Матф.28:19 не подвергается сомнению, а интерпретируется так, что он не обязательно служит подтверждением учению триединства. Как мы уже упоминали выше, мессианский еврей STERN в своем еврейском Новом Завете вместо выражения «во Имя» употребляет выражение «в действительность».
В своем комментарии к еврейскому Новому Завету /См. Stern, H.David: „Kommentar zum Judischen Neuen Testament", Bd.1, Hanssler, Neuhausen-Stuttgart 1996, S.156/ он ставит критический вопрос: «Так что же, собственно, означает крещение «во имя Отца Сына и Святого Духа?». Чтобы более полно охватить смысл этого выражения, он переводит его в своем еврейском Новом Завете /См. Stern, H.David: „Das Judische Neue Testament", Hanssler-Verlag, 1994/ так: «...погружая их в действительность Отца и Сына и Руах ха-Кадеш» (Руах ха-Кадеш – Дух Бога. Прим.пер.). Действительность есть нечто иное, чем имя. При слове «имя» мы непроизвольно думаем о стоящей за этим именем личности, а при слове «действительность» – нет.
В этом отношении бросается в глаза еще одно обстоятельство. Если в Матф.28:19 под «именем» Святого Духа действительно подразумевается «третья личность Божества», то в свете Нового Завета это представляется довольно странным. В таком случае «имя» Святого Духа, как печать Божия для спасенных (см. Еф.1:13; Еф.4:30), непременно должно быть названо наряду с именами Отца и Сына также и в Откр.3:12 и 14:1. Однако ничего подобного мы там не находим.
Примечание переводчика. Почти все известные переводы Библии передают Откр.14:1 следующим образом: «...и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Его и имя Отца Его написано на челах». В русской Библии слова «имя Его» отсутствуют.
STERN, насколько мне известно из личной с ним переписки, является не противником, а сторонником триединства. Тем не менее, он не рассматривает Матф.28:19 как обязательное предписание совершать крещение только во имя Троицы. Цитата: «... и есть ли необходимость перечислять все три личности Божества, чтобы крещение было действительным? Я нахожу, что эти вопросы вообще не затрагивают сути дела...».
К этой точке зрения присоединяюсь и я. Другими словами, если крещение совершается «только» во имя Иисуса, оно является действительным и полностью соответствует Слову Божьему.
Заключение: На основании рассмотренных фактов можно сделать вывод, что, по всей вероятности, тринитарная формула крещения в Матф.28:19 является более поздней припиской. Практика Нового Завета знает только крещение во имя Иисуса. По этой причине у Ап. Павла целиком и полностью отсутствует тринитарная теология крещения /См. Римл.6:3 и ниже; Гал.3:27/.
См. Продолжение |