4. Положение Иисуса Христа
4.1 Библейские указания об иерархии
Для Апостолов Павла и Петра вполне естественны следующие высказывания: Иисус лишь потому является нашим Господом и Спасителем, что это сделал сам Бог. Бог возвысил Иисуса до положения нашего Господа и Спасителя. Воскресший Христос восседает одесную Бога (см. начальные главы Деяний Апостолов).
Всякий, знающий Библию, может без проблем присоединиться к этим свидетельствам Апостолов. Проблемы возникают, если осветить эти высказывания с перспективы учения триединства. Если принять, что это учение верно, то Павлу и Петру следовало бы задать некоторые критические вопросы:
— Почему вообще Бог должен был «делать» Иисуса нашим Господом и Спасителем? Разве Он не является им уже по Своей сущности как «вторая личность Божества»?
— Почему Иисус был возвышен, и почему Бог дает Ему имя, выше всякого имени? Разве Он не имеет высшего положения и высшего имени в силу того, что является одной личностью триединого Бога – другими словами, потому, что Сам является Богом?
— Почему Иисус восседает «всего лишь» одесную Бога – как будто Бог обладает высшим авторитетом?
Но, может быть, это не Павел и Петр, а представители учения о триединстве нуждаются в дополнительных занятиях по богословию? Ведь очень многие места Библии ясно свидетельствуют, что Отец больше Иисуса, и что Бог больше Сына Божьего. Этот факт целиком и полностью опровергает подтасовку учения триединства, согласно которой все три Ипостаси «единосущны, равны по силе, и одинаково извечны» (например, см. Аугсбургское исповедание).
Особенно удивительно то, что в Новом Завете иерархия между Богом и Иисусом отчетливо просматривается не только во время земной жизни Иисуса, но так же и после Его вознесения. Таким образом, нет никаких оснований утверждать, что Иисус был подчинен Отцу только в период Своей земной жизни.
4.2 Иерархия между Богом и Его Сыном
4.2.1 Свидетельства Ап. Павла
В первом послании к Коринфянам Ап. Павел говорит о том, что Бог передал Иисусу господство (причем под словом «Бог» здесь опять-таки имеется в виду только Отец Иисуса), которое Иисус в свое время вновь возвратит Богу:
«А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех вра- гов под ноги Свои... потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1Кор.15:24-28).
Эти слова Апостола Павла говорят о том, что между Богом и Иисусом существует одно значительное различие: Бог все подчинил Иисусу, однако Сам не подчинен Ему. Иисус же, напротив, в будущем сам подчинится Богу, который подчинил Ему все! Спрашивается, какой смысл имело бы это высказывание, если бы оба – Иисус и Бог – были Богом, как это утверждает учение триединства?
Непонятным было бы в этом случае и замечание Павла, что в конце Иисус передаст Царство Богу(!) и Отцу. Согласно учению триединства получается, что Бог передаст Царство самому Себе, и что Бог покорится самому Богу – какое абсурдное представление!
Как видно, тот факт, что сам Бог не подчинен Иисусу, имеет для Ап. Павла особенное значение. Читаем: «Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все». Я думаю, что здесь Павел хочет со всей ясностью показать, что несмотря на возвышение своего Сына, Бог (=Отец) остается и всегда будет оставаться самой наивысшей инстанцией.
Кроме того, это место доказывает, что и в небесной сфере Отец с Сыном пребывают не как две ипостаси одного триединого Бога, а как две раздельные личности с независимой волей.
Также и в других местах Павел отчетливо показывает иерархию между Отцом и Сыном:
— «...но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос...» (1Кор.8:6).
— «...вы же – Христовы, а Христос – Божий» (1Кор.3:23).
— «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1Кор.11:3).
Во всех этих местах Павел имеет в виду не униженного Иисуса, который на время Своей земной жизни оставил свою прежнюю славу, а небесного Христа, восседающего одесную Бога. Таким образом, различие между Отцом и Сыном по положению сохраняется и на небе!
4.2.2 Положение Иисуса в послании к Евреям
Первые главы послания к Евреям дают нам подробное описание положения Иисуса. Там показано, что Иисус по своему положению выше Ангелов и выше Моисея, который в Израиле считается наибольшим пророком. Здесь вновь и вновь говорится о том, что Свое положение Иисус получил от самого Бога: Бог ставит Его на определенное положение, Бог дает Ему славу и могущество (см. особенно Евр.1:1-5).
Пример 1: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» (Евр.1:13)
Пример 2: «Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; (...) Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих» (Евр.2:5-8).
Почему Б о г у нужно было увенчивать Иисуса славою и честью, ведь Он, как «вторая личность Троицы», и без того должен был обладать ими?
Пример 3: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя (Евр.1:2-4).
Все эти примеры из послания к Евреям показывают, что Бог, Отец Иисуса, имеет наивысший авторитет и могущество. Он унижает и Он возвышает Своего Сына. Он увенчивает Его славой и честью. Он делает Его Своим посланником. Он назначает Его наследником всего. Бог есть последняя причина славы и сущности Своего Сына. Он есть самая высшая инстанция.
Иисус, Сын Божий, является образом Божиим на бесконечно высшем уровне, чем Адам, который тоже назван образом Божиим (Быт.1:27; см. также Иоан.12:45; Евр.1:3).
Иисус есть отпечаток сущности Божией, излучение Его славы, подобно тому, как и всякий сын имеет природу своего отца. Тем не менее, подобие Богу или «образ Божий» еще не означает, что упомянутая личность – будь то Адам или Иисус – сама является Богом.
Если бы евреям, которым было адресовано это послание, было и без того ясно, что Иисус является Богом, как это утверждает учение триединства, то все рассуждения автора послания о положении Иисуса были бы совершенно излишними. В самом деле, почему он так подчеркивает, что Иисус выше Ангелов, и что Он унаследовал более высокое имя, чем они? Ведь если Он Бог, все это разумеется само собою! – Но именно потому, что Иисус не является Богом /См. Coenen, Lothar (Hg): Theologisches Begriffslexikon zum Neuen Testament, Brockhaus-Vlg., S.607. Заканчивая, ШНЕЙДЕР приходит здесь к следующему заключению: "Хотя эта мысль представляется вполне логичной, Новый Завет не утверждает, что Иисус полностью равен Богу"./, Его прославление должно было быть особо легитимировано Богом!
Тем не менее, Иисус является Господом всей Вселенной, т. е. всего существующего. Не противоречие ли это? – Нет! Потому что сам Бог присвоил Ему это высокое звание, поскольку Иисус есть Его единородный Сын, для Которого было создано все существующее, а также потому, что Бог возвысил Его и дал Ему имя превыше всякого имени.
В этой связи необходимо отметить еще одну сторону. Как видно, Сын не с самого начала занимал такое положение (по отношению к Богу и людям), несмотря на то, что уже всегда имел Божественную природу. Иначе Богу не нужно было бы увенчивать Его славою и честью и покорять Ему все (см. также Евр.2:7-8).
4.2.2.1 Иисус как вечный Первосвященник и посредник
Именно послание к Евреям, адресованное мессианским евреям, обнаруживает непрерывную Библейскую последовательность как в отношении иудейского понимания Бога, так и согласованность Ветхозаветной иудейской теологии с Новым Заветом.
Мессианство Иисуса, Его телесное Богосыновство и Его жертвенная смерть не только не противоречит Ветхому Завету, но неразрывно вписывается в его контекст: Иисус является вечным
Первосвященником по чину Мелхиседека.
Мелхиседек был священником Бога Всевышнего, стоящим вне линии левитского первосвященства. В свое время он благословил Авраама, и Авраам дал ему десятину (Быт.14:8-20;
Евр.7:1-4). Он был назначен на священство непосредственно самим Богом, хотя и не принадлежал к колену Левиину. Таким образом, он является предтечей вечного Первосвященника Иисуса Христа. Когда и как Мелхиседек получил Божественное откровение относительно своего священства, Библия не говорит.
Исходя из этого священства, автор послания к Евреям показывает, что существует лучшее священство, чем Аароново. Его представителем является Мелхиседек и, в конечном итоге, вечный Первосвященник Иисус Христос.
Всякий, внимательно читающий послание к Евреям, получит серьезные проблемы с учением триединства. Содержащиеся в этом послании библейские учения о жертвах и о первосвященстве ни в коей мере не согласуются с отождествлением первосвященника с Богом – а значит и с отождествлением Христа с Богом. В этом можно наглядно убедиться на примере следующего высказывания:
«...мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр.8:1-2).
Проблемы возникают, если попытаться ответить на следующие вопросы: Кто в этом тексте Бог, и кто служащий Первосвященник? Равны ли они по положению? Кто здесь назван словом «Господь»?
Слова «Его Величие на небесах» (греч. «ха гедула» = величие) несомненно означают самого Бога, тогда как Первосвященник здесь явно отделен от Него, потому что сидит по правую сторону престола Божия и является служителем святилища.
Примечание переводчика: Автор этого исследования использует немецкий перевод Библии. В русской Библии слово «Его» отсутствует, что, в сущности, не меняет смысла.
Первосвященник, о котором здесь идет речь, есть Иисус Христос. Он фундаментально отличается от любого человеческого первосвященника, поскольку находится непосредственно у Бога и совершает служение в небесном святилище. Таким образом, Он занимает самое высокое положение, какое вообще может занимать служитель. Однако с другой стороны, Иисус Христос, будучи Первосвященником и Служителем, находится в подчинении у Бога. Поэтому Он не может быть с Ним на одной ступени. Под словом «Господь» здесь имеется в виду «Адонай» /См. Stern, H. David: „Das Judische Neue Testament", Hanssler-Verlag, 1994, S.394/, т. е. не Первосвященник, а Бог, Отец Иисуса.
В этой связи STERN делает немаловажное указание о том, что в греческом Новом Завете слово «Кириос» (Господь) имеет очень широкое смысловое значение. Оно употребляется и как почтительное обращение «уважаемый господин», и как «хозяин дома», и как «Господь» в смысле «Бог». Кроме того, слово «Кириос» употребляется еще и вместо ветхозаветного личного имени Бога «ЯХВЕ». Чтобы обойти проблематику перевода тех мест, где греческое слово «Кириос» означает «ЯХВЕ», большинство переводов попросту переводит слово «Кириос» во всех случаях как «Господь» /См. Stern, H. David: „Das Judische Neue Testament", Hanssler-Verlag, 1994, Einleitung XXXVII/.
Такая практика сплошного перевода «Кириос» словом «Господь» – даже если в оригинале имеется в виду личное имя Бога «ЯХВЕ» – объясняется могущественным влиянием учения триединства. Ведь если Отец и Сын – согласно утверждению этого учения – действительно не отличаются друг от друга по своей сущности, то, в конечном итоге, они представляют собой одного и того же Бога.
Следуя этой логике, переводчики с легкой руки бросили все в один котел: «Господь» как титул Иисуса, и «Господь» как личное имя Бога «Яхве» – хотя они имеют совершенно различное значение. В первом случае слово «Господь» указывает на положение Христа по отношению к нам людям. Во втором случае это же слово стало заменителем святого личного Имени Бога «ЯХВЕ». Израильтяне никогда не отваживались произносить это имя вслух. По этой причине они внесли дополнительные пометки в те места Ветхого Завета, где стоит имя «ЯХВЕ» – как указание, что вместо «ЯХВЕ» здесь следует произносить «Адонай» (=Господь) /По причине этих дополнительно внесенных гласных христиане долгое время считали, что JHWE следует произносить как Иегова, поскольку даже сами евреи не знают, каким было его исконное произношение. Это слово Иегова можно еще встретить в некоторых старых переводах Библии. Филологические исследования однако показали, что первоначально JHWE произносилось как «ЯХВЕ» (см. Das gro.e Bibellexikon, Bd.4, Brockhaus-/Brunnen-Vlg, S.1595). В более новых немецких переводах Библии (а также и в русской Библии – прим. пер.) ветхозаветное слово JHWE переведено не как «ЯХВЕ», а как «Господь», что отнюдь не содействует большей ясности, поскольку такой перевод стирает различия между Иисусом и Богом, что, в свою очередь, является косвенной поддержкой учения триединства. Лучше в этом отношении более новые французские переводы. Хотя они тоже не переводят JHWE как «ЯХВЕ», в них нет подобной «уравниловки», потому что они переводят JHWE не как «Господь», а как «Вечносущий»./.
Первосвященник Иисус Христос совершает Свое посредническое служение в небесном святилище, осуществляя примирение между Богом и людьми (см. Евр.9:14-15; 1Тим.2:5). Это обстоятельство указывает на явственное различие между Богом и Иисусом. Если же Первосвященник одновременно является самим Богом или равен Ему по положению, то его посредничество теряет всякий смысл. Посредничество возможно только при наличии двух сторон, причем сам посредник не может быть одной из этих сторон, поскольку тогда он мог бы решить дело и без всякого посредника /См. Гал.3:20/.
См. Продолжение
|