"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть"
(Иоанн 1:1-3). Эти стихи, если их правильно понимать, подтверждают и
расширяют выводы, сделанные в последнем разделе. Однако этот отрывок
очень многими людьми понимается неправильно. Исходя из него, они
считают, что Иисус существовал на небе до Своего рождения. Правильное
понимание этих стихов связывается с тем, какой смысл вкладывается в это
"Слово", приведенное в данном контексте. Оно не может относиться
непосредственно к человеку, потому что человек не может быть "у Бога" и в
то же время быть Богом. Греческое слово "logos", которое переводится
здесь как "слово" само по себе не означает "Иисус". Оно обычно
переводится как "слово", но в то же время может переводиться как:
- Счет;
- Причина;
- Сообщение;
- Доктрина;
- Намерение;
- Проповедование;
- Причина;
- Поговорка;
- Вести.
"В начале"
"Logos", строго говоря, может относиться к внутренней мысли, которая
выражается внешне в словах, а также посредством другого сообщения. В
самом начале Бог имел этот "logos". Единственная цель была сосредоточена
на Христе. Мы показали, как Божий Дух вкладывает Свои мысли в действие,
отсюда и связь между Его Духом и Его словом (см. статью 2.2). Как Божий
Дух разработал Свой план с людьми и вдохновил Свое письменное Слово с
самого начала, то также и идея о Христе была претворена в дела и слова.
Христос был Божьим "logos-ом" и, поэтому, Божий Дух выражал Божий план о
Христе во всех его действиях. Это объясняет наличие в Ветхом Завете
много случайностей о Христе. Однако не следует переоценивать того, что
Христос, как личность, не был "словом". Слово означало Божий план
спасения через Христа. "Logos" ("Слово") очень часто употребляется в
отношении того, что говорится в Евангелии о Христе, например, "слово
Христово" (Колоссянам 3:16; сравните с Матфей 13:19; Иоанн 5:24; Деяния
19:10; 1 Фессалоникийцам 1:8 и т.д.). Заметьте, что "logos" скорее об
учении Христа, чем о Нем лично. Когда Христос родился, это "слово"
превратилось в форму тела и крови - "и слово стало плотью" (Иоанн 1:14). Иисус лично был "словом, ставшим плотью", а не просто "словом"; лично Он стал "словом" скорее через Свое рождение от Марии, чем в любое время до этого.
План или послание о Христе было у Бога в начале мира, но открыто это
воплотилось в личности Христа и в повествованиях о Нем в Евангелии в
первом веке н.э. Таким образом, Бог говорил нам Свое слово через Христа
(Евреям 1:1,2). Неоднократно подчеркивается, что Христос говорил Божьи
слова и делал чудеса по указанию Божьего слова с тем, чтобы раскрыть нам
Бога (Иоанн 2:22; 3:34; 7:16; 10:32; 38; 14:10,24).
Павел подчинился указанию Христа проповедовать Евангелие о Нем "всем народам": "Проповеди
Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было
умолчено, но которая ныне явлена... возвещена всем народам"
(Римлянам 16:25,26; ср. 1 Коринфянам 2:7). Вечная жизнь стала возможной
для человека только через труды Христа (Иоанн 3:16; 6:53), но уже в
самом начале у Бога был план дать человеку вечную жизнь, ибо Он знал,
что ради этого Иисус принесет Себя в жертву. Полное откровение этого
приношения пришло только после рождения и смерти Иисуса: "В надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен, а в свое время явил Свое слово в проповеди"
(Титу 1:2-3). Мы уже отметили, что о Божьих пророках говорят, как о
всегда существовавших (Лука 1:70) в том смысле, что "слово", которое они
произносили, было у Бога с начала сотворения мира.
Притчи Иисуса раскрыли многие эти откровения, при этом Он выполнил пророчество относительно Себя: "Отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира" (Матфей 13:35). В этом и заключался смысл, что "Слово было у Бога… в начале", чтобы "стать плотью" с рождением Христа.
"Слово было Бог"
Рассмотрим сейчас вопрос о том, какой смысл вложен во фразу "Слово было Бог".
Наши планы и мысли выражают буквально нас самих. Возьмем для примера
предложение: "Я еду в Лондон". Оно представляет собой "слово" или
сообщение, которое выражает мое намерение, потому что это есть мое
намерение. Таким же образом следует понимать и Божий план во Христе. "Каковы мысли в душе его, таков и он" (Притчи 23:7), и как Бог думает, таков и Он. Божие слово или мысль есть Бог: "Слово было Бог".
Вследствие этого, имеется очень близкая связь между Богом и Его словом:
параллелизм, подобный стиху Псалом 28:8, является обычным: "Глас Господа потрясает пустыню; потрясает Господь пустыню". У пророков часто встречаются такие утверждения, как: "Вы не слушали Меня говорит Господь" (Иеремия 25:7). Фактически эти Божьи слова означают: "Вы не слушали Моего слова, произнесенного пророками". Давид воспринял Божие слово как лампу и свет (Псалом 118:105), и в то же время он также ответил: "Ты, Господи, светильник мой: Господь просвещает тьму мою"
(2 Царств 22:29), показывая аналогию между Богом и Его словом. Поэтому
понятно, что Божие слово олицетворяется и принимает значение "Он Сам",
то есть, говорится как о личности, хотя это на самом деле не так (см.
Отступление 5: "Принцип олицетворения").
Бог есть сама правда (Иоанн 3:33; 8:26; 1 Иоанна 5:10) и, поэтому,
Божие слово есть также правда (Иоанн 17:17). Таким путем Иисус
отождествляет Себя со Своими словами так близко, что Он олицетворяет
Свое слово: "Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день"
(Иоанн 12:48). Иисус говорит о Своем слове, как будто бы оно есть
фактическое лицо, то есть, ОН Сам. Его слова были олицетворены, потому
что они так близко были связаны с Иисусом. Подобным образом, в стихах
1:1-3 Божие слово олицетворяется как лицо, то есть, с Самим Богом. Так в
отношении Слова нам говорят: "Все чрез Него начало быть" (Иоанн 1:3). Однако, "Бог создал"
все Своим словом (Бытие 1:1). Вследствие этого, о Божьем Слове говорят
так, как будто-бы это есть Сам Бог. Отсюда следует извлечь благочестивую
мысль о том, что через Божие слово, которое есть в нашем сердце, Бог
может приходить так близко к нам.
Из стихов Бытие 1 следует, что Творцом был Бог через Свое слово, а не
лично Христос. Божьим словом было создано все, но не лично Христом
(Иоанн 1:1-3). "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их (то есть, звезды)… Ибо Он сказал, - и сделалось" (Псалом 33:6, 9). Даже сейчас все в природе совершается по Его слову: "Посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его. Дает снег, как волну… пошлет слово Свое… и потекут воды" (Псалом 147:15-18).
Так как Божие слово является Его созидательной силой, то Бог
использовал его для зарождения Иисуса в чреве Марии. Слово, Божий план,
осуществляемый на практике Его Святым Духом (Лука 1:35), произвело
зачатие Христа. Мария признала это в своем ответе на новость о ее
предстоящем зачатии Христа такими словами: "Да будет Мне по слову твоему" (Лука 1:38).
Как мы сказали, Божие Слово/Божий Дух отражает Божие намерение, о
котором говорилось в Ветхом Завете. Степень достоверности этого показана
в Деяния 13:27, где Иисус приравнивается к словам пророчеств Ветхого
Завета: "(Евреи) не знали Его, не знали они и голоса пророка".
Когда Христос родился, все Божие Слово (Дух) воплотилось в личности
Иисуса Христа. Апостол Иоанн вдохновенно говорил о том, как Божий план о
вечной жизни был выражен во Христе, которого апостолы были в состоянии
физически видеть и соприкасаться с Ним. Иоанн признался, что они осязали
Божие Слово, весь Его план спасения во Христе (1 Иоанна 1:1-3). Хотя мы
не можем физически видеть Христа, мы также можем радоваться тому, что
через истинное понимание Его мы можем так близко познать Божие намерение
о нас и укрепить веру в вечную жизнь (1 Петра 1:8,9). Мы должны
спросить себя: "Действительно ли я знаю Христа?" Недостаточно лишь
простого признания того, что однажды существовал хороший человек по
имени Иисус. Только путем систематического изучения Библии с молитвой
можно будет быстро понять Его как своего Спасителя и породниться с Ним
через крещение.
|