Слово "природа" относится к тому, что мы естественно представляем
собой. В главе 1 мы показали, что Библия говорит только о двух природах -
о природе Бога и о природе человека. По природе Бог не может умереть,
подвергаться искушению и т.д. Ясно, что при жизни Христос не имел
природу Бога. Следовательно, Он полностью имел природу человека. Из
нашего определения слова "природа" следует, что Христос не мог
одновременно иметь две природы. Важно, что Христос, подобно нам,
подвергался искушениям (Евреям 4:15), и только благодаря Своей
замечательной способности преодолевать их, Он мог завоевать прощение для
нас. Порочные желания, составляющие основу наших искушений, исходят из
нас (Марк 7:15-23), из нашей человеческой природы (Иаков 1:13-15).
Поэтому, необходимо было, чтобы Христос имел человеческую природу и мог
претерпеть и преодолеть эти искушения.
В послании к Евреям (2:14-18) все это сказано такими словами:
"А как дети (мы) причастны плоти и крови (человеческой природы), то Он (Христос) также воспринял оные (нашу природу); дабы смертью лишить силы… диавола… Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет (природу) семя
Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братьям, чтоб быть
милостивым и верным Первосвященником… для умилостивления за грехи
народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым
помочь".
В этом отрывке особенно подчеркивается тот факт, что Иисус имел человеческую природу: "Он также воспринял оные"
(Евреям 2:14). В этой фразе для большей убедительности употреблены три
слова, все имеющие одно и то же значение. Стих Евреям 2:16 подчеркивает,
что Христос не имел характер Ангелов, так как Он был семени Авраамова,
пришедшего для спасения многих верующих, которые станут его семенем. По
этой причине Христу было необходимо иметь человеческую природу. Он во
всем должен был "уподобиться братьям" (Евреям 2:17), так чтобы
Бог мог дать нам прощение через Его жертву. Следовательно, говорить о
том, что Иисус не имел полностью человеческую природу, значит не знать
самих основ о Христе.
Если крещеные верующие совершат грех, то они могут придти к Богу,
признаваясь в своем грехе в молитве через Христа. Бог сознает, что
Христос, так же как и они, подвергался искушению, но Он, преодолевая
такой же грех, был совершенным, а они нет. По этой причине, "Бог во Христе"
может простить вас (Ефесянам 4:32). Поэтому, важно понимать, что
Христос искушался так же, как и мы, и Ему нужно было иметь нашу природу,
чтобы сделать это возможным. Стих Евреям 2:14 ясно говорит, что Христос
имел для этого природу "плоти и крови". "Бог есть Дух"
(Иоанн 4:24) по природе, и хотя Он имеет физическое тело, как "Дух" Он
не имеет "плоти" (Лука 24:39). Тот факт, что Христос имел "телесную"
природу означает, что при Своей жизни Он никоим образом не имел природу
Бога.
Предыдущие попытки людей жить по Божьему Слову, то есть, полностью преодолевать искушения, заканчивались все неудачей. Поэтому "Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти" (Римлянам 8:3).
"Грех" относится к естественной склонности удовлетворять искушение
(грешить), что мы в силу своей природы способны делать. Мы уже пошли по
этому пути и продолжаем идти, а "плата за грех - смерть". Для того,
чтобы выйти из этого затруднительного положения, человек нуждался в
помощи с внешней стороны. Сам он оказался неспособным к совершенству;
плоть не может искупить грех плоти. Тогда вмешался Бог и дал нам Своего
собственного Сына, который имел нашу "греховную плоть" с такими же
склонностями к греху, как и у нас. В отличие от любого другого человека,
Христос преодолел все искушения, хотя Он мог потерпеть неудачу и так же
согрешить, как делаем мы. Стих Римлянам 8:3 описывает человеческую
природу Христа, имевшего греховную плоть. А несколькими стихами выше
Павел говорит, что в плоти "не живет доброе", и что плоть борется против
послушания Богу (Римлянам 7:18-23). В связи с этим, еще большее
восхищение вызывают слова о том, что Христос имел "греховную плоть"
(Римлянам 8:3). И только по этой причине и еще потому, что Он преодолел
свою плоть, перед нами открылся путь к спасению от нашей плоти. Иисус
очень хорошо понимал греховность Своей собственной природы. Однажды
некто, обращаясь к Нему, назвал его "учитель благий", подразумевая, что
Он был "благий" и безгрешный по природе. В ответ на это Иисус сказал: "Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог"
(Марк 10:17,18). В другой раз люди, видя ряд чудесных дел Христа, стали
верить в Его величие. Однако это не произвело никакого впечатления на
Иисуса, "потому что (Он) знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке"
(Иоанн 2:23-25). Так как Христос имел большие знания о природе
человека, Он не хотел, чтобы люди хвалили Его лично, ибо знал какая
грешная была Его природа.
Следует отметить то общее, что имеется между теми местами в
Евангелии, где говорится до какой степени "Бог был во Христе" и теми
отрывками в нем, которые подчеркивают человечность Христа. Эти отрывки
делают невозможным подтверждать с библейских позиций идею, что Иисус был
Сам Бог, "истинный Бог, единосущный с Богом Отцом", как ошибочно
утверждает доктрина о триединстве. (Выражение "истинный Бог, единосущный
с Богом Отцом" было употреблено на Первом Вселенском Соборе в Никее в
325 г н.э., где впервые была провозглашена идея о "триединстве"; ранним
христианам она была незнакома). Слово "триединство" нигде не встречается
в Библии. В главе 9 будет подробно говориться о том, как Христос
одерживал победу над грехом, и об участии Бога в этом. Но сначала
давайте еще раз вспомним о том, что спасение зависит от правильного
понимания реального Иисуса Христа (Иоанн 3:36; 6:53; 17:3). Как только
мы придем к этому истинному пониманию Его победы над грехом и смертью,
мы можем креститься в Него с тем, чтобы присоединиться к Его спасению.
Одним из самых ярких определений родственных отношений между Богом и Иисусом находим в 1 Тимофею 2:5: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус". Размышление над этими словами приводит нас к следующим заключениям:
- Есть только один Бог и невозможно, чтобы Иисус был Богом; если Отец-Бог и Иисус - тоже Бог, тогда есть два Бога. Но "у нас один Бог Отец"
(1 Коринфянам 8:6). "Бог Отец", поэтому, есть единственный Бог. И
невозможно, чтобы было отдельное существо, называемое "Богом Сыном", как
об этом утверждает ложная доктрина о триединстве; Ветхий Завет также
называет Яхве единым Богом, как Отцом (напр. Исаия 63:16; 64:8).
- В дополнение к этому единому Богу, есть и посредник - человек Христос Иисус - "…един и посредник…" союз "и" показывает разницу между Христом и Богом.
- Христос как "посредник" означает, что он - связующее звено,
арбитр. Ясно, что связующим звеном/арбитром между грешным человеком и
безгрешным Богом не может быть Сам безгрешный Бог. Им должен быть
безгрешный человек, грешной человеческой природы. Фраза "человек Христос
Иисус", несомненно, снимает с нас всякое сомнение в правильности этого
объяснения. Несмотря на то, что Павел писал о Христе после Его
вознесения, он не называл Его "Богом Христом Иисусом".
- В Новом Завете несколько раз напоминают нам, что "Бог не
человек" (Числа 23:19; Осия 11:9), и в тоже время Христа ясно называют
"сыном человека" или "человек Иисус Христос". Он был "Сыном Всевышнего"
(Лука 1:32). Называть Бога "Всевышним" значит говорить, что только Он
один имеет самое предельное высочество. Называть же Иисуса "Сыном
Всевышнего" значит говорить, что он не может лично быть Самим Богом.
Употребление слов об Отце и Сыне, когда речь идет о Боге и Иисусе,
свидетельствует о том, что эти Слова не обозначают одно и то же. Хотя
сын может иметь определенное сходство со своим отцом, он, однако, не
может быть одновременно своим же отцом и иметь с ним одинаковый возраст.
Наряду с этим, имеется ряд очевидных различий между Богом и Иисусом, которые убедительно показывают, что Иисус не был Богом:
Бог |
Иисус |
"Бог не искушается" (Иаков 1:13) |
Христос "подобно нам искушен во всем" (Евреям 4:15). |
Бог не может умереть - Он бессмертен по природе (Псалом 90:2; 1 Тимофею 6:16). |
Христос был мертв три дня (Матфей 12:40; 16:21). |
Люди не могут видеть Бога (1 Тимофею 6:16; Исход 33:20). |
Люди видели Иисуса и осязали его руками (1 Иоанн 1:1). |
|
|
Когда мы подвергаемся искушению, мы стоим перед выбором совершить
грех или подчиниться Богу. Часто мы выбираем первое и не подчиняемся
Богу. Перед Христом также стоял такой выбор, но Он всегда избирал
повиновение. Таким образом, Он имел возможность грешить, но на самом
деле Он этого никогда не делал. Нельзя думать, что Бог имеет какую-либо
возможность совершать грех. Мы видели, что Христос был от семени
Давидова (2 Царств 7:12-16). Стих 14 говорит о возможности совершения
Христом греха: "Если Он согрешит, я накажу его".
Человечность Иисуса
Евангелие содержит много примеров, показывающих всю полноту
человеческой природы Иисуса. Так говорится, что однажды Он был усталый и
должен был сесть, чтобы напиться из колодца (Иоанн 4:6). В другой раз "Иисус прослезился"
при смерти Лазаря (Иоанн 11:35). Но больше всего о человечности Христа
говорят стихи о Его последних страданиях: "Душа Моя теперь возмутилась"
признался Он, когда молился Богу о спасении Его от смерти на кресте
(Иоанн 12:27). Он "молился и говорил: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия: впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Матфей 26:39). Это показывает, что в некоторых случаях "хотение" или желания Христа отличались от "хотения" или желаний Бога.
В течение всей своей жизни Христос подчинял свою волю воле Бога, готовясь к своему последнему испытанию на кресте. "Я
ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой
праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца" (Иоанн 5:30). Это различие между волей Христа и волей Бога служит достаточно веским доказательством, что Иисус не был Богом.
Считается, что в течение нашей жизни увеличиваются наши знания о
Боге, в результате тех испытаний, которые приходится нам преодолевать. И
здесь Иисус дает нам величайший пример. Он не имел полных знаний о Боге
и не получал их больше, чем мы. С детства "Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте (то есть, в духовной зрелости, ср. Ефесянам 4:13) и в любви у Бога и человеков" (Лука 2:52). "Младенец же возрастал и укреплялся духом"
(Лука 2:40). Эти два стиха говорят о том, что физический рост Христа
шел параллельно его духовному развитию; процесс роста происходил у Него
как физически, так и духовно. Если "Сын есть Бог", как утверждает
афанасианское вероисповедание в отношении триединства, то все
вышесказанное было бы невозможно. Даже в конце своей жизни Христос
сказал, что Он не знает точного времени своего второго прихода, хотя
Отец знает об этом (Марк 13:32).
В течение какого-то периода времени мы все должны учиться
повиноваться воле Бога. Христос также должен был пройти через этот
процесс, чтобы научиться повиноваться своему Отцу, как это делают все
сыновья. "Хотя Он и Сын, однако, страданиями навык послушанию (то есть, послушанию Бога), и, совершившись (то есть, став духовно зрелым) сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного",
то есть, в результате своего полного и законченного духовного роста
(Евреям 5:8,9). Стихи Филиппийцам 2:7,8 (см. также Отступление 27) также
говорят об этом же процессе духовного развития Иисуса, закончившегося
его смертью на кресте. Он "уничтожил Себя самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти и в смерти крестной".
Применяемый здесь язык иллюстрирует как Иисус сознательно подвигался
вперед в своем духовном развитии, становясь все более и более скромным,
так что, наконец, Он "стал послушным" желанию Бога, чтобы умереть на кресте. Так Он стал безупречным в результате правильного отношения к Своим страданиям.
Из этого ясно, что Иисус должен был прилагать сознательное усилие,
чтобы быть праведным. Бог никоим образом не принуждал Его быть таким,
иначе Он был бы просто марионеткой. Постоянное подчеркивание, что
Христос любит нас, было бы пустым звуком, если бы Бог принудил Его
умереть на кресте (Ефесянам 5:2,25; Откровение 1:5; Галатам 2:20). Если
бы Иисус был Богом, тогда у Него не было бы выбора, кроме как быть
безупречным и умереть на кресте. Тот факт, что Иисус имел такой выбор,
побуждает нас еще больше оценить Его любовь и определить свое личное
отношение к Нему.
Бог был рад добровольному решению Христа отдать Свою жизнь: "Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее"
(Иоанн 10:17,18). Трудно совместить в сознании два понятия о том, что
Бог был очень доволен добровольным решением Христа принять смерть и в то
же время, что Он был Богом, живущим как человек и принявшим
символический образ грешного человека (Матфей 3:17; 12:18; 17:5). Слова
же о радости Бога по поводу повиновения Христа служат еще одним
доказательством о возможности Его неподчинения и сознательного решения о
повиновении.
Стремление Христа к Своему спасению
Поскольку Иисус имел человеческую природу, Он также как и мы был
подвержен легким болезням, усталости и т.д. Из этого следует, что если
бы Он не умер на кресте, то умер бы каким-либо другим образом, например,
по старости. В связи с этим, Иисус нуждался в спасении Богом от смерти.
Хорошо сознавая это, Он "с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления спасти Его от смерти и услышан был за Свое благоговение"
(Евреям 5:7). Тот факт, что Христос должен был молить Бога спасти Его
от смерти, исключает какую-либо возможность, что Он был лично Богом.
Слова о том, что после Своего воскресения "смерть уже не имеет над Ним власти" (Римлянам 6:9) свидетельствуют о том, что раньше этого времени Христос был во власти смерти.
Многие псалмы пророчествуют об Иисусе. Когда несколько стихов из
Пластыря цитируются о Христе в новом Завете, то представляется возможным
думать, что многие другие стихи в Псалтыре тоже говорят о Нем. Имеется
ряд мест, которые свидетельствуют о стремлении Христа к Своему спасению
Богом:
В стихе Евангелия от Матфея 4:6 приводятся слова об Иисусе,
сказанные в Псалме 91:11,12. А Псалом 91:16 предсказывает, что Бог даст
спасение Иисусу: "Долготою дней (то есть, вечной жизнью) насыщу его и явлю ему спасение Мое".
Псалом 69:21 относится к распятию Христа на кресте (Матфей 27:34). Весь псалом описывает мысли Христа на кресте: "Спаси меня, Боже… приблизься к душе моей, избавь ее… помощь Твоя, Боже, да восставит меня" (Псалом 69:1,18,29).
Псалом 89 говорит об обетовании Божьем Давиду в отношении Христа. Стих 89:27 предсказывает о Нем: "Он будет звать Меня, Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего".
Молитвы Христа Богу о спасении были услышаны. Описания о воскресении
Богом Иисуса и прославлении Его бессмертием составляют важную тему
Нового Завета:
- "Бог… воскресил Иисуса… Его возвысил Бог десницей Своею в Начальника и Спасителя" (Деяния 5:30,31).
- "Бог… прославил Сына Своего Иисуса… Сего Бог воскресил из мертвых" (Деяния 3:13,15).
- "Сего Иисуса Бог воскресил" (Деяния 2:24,32,33).
- Иисус сам признал все это, когда Он просил Бога прославить Его (Иоанн 17:5, ср. 13:32; 8:54).
Если бы Иисус был Самим Богом, тогда все эти слова были бы
неуместны, ибо Бог не может умереть. Иисусу не нужно было бы просить
спасения, если бы Он Сам был Богом. Тот факт, что Бог возвысил Иисуса,
свидетельствует о превосходстве Бога над Ним и различии между Богом и
Иисусом. Никоим образом Христос не мог быть "истинным и вечным Богом с
двумя природами… Божества и человечества", как об этом говорит первая из
39 статей Англиканской церкви. Само значение слова показывает, что
любое существо может иметь только одну природу. Мы полагаем, что
доказательств имеется больше, чем достаточно о том, что Иисус имел
человеческую природу.
"Будучи образом Божиим"
"Иисус… будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба"
(Филиппийцам 2:6,7). Эти стихи используются для утверждения, что Иисус
был Богом, но при своем рождении Он принял образ человека. Если это так,
тогда придется отбросить каждое утверждение, сделанное в главах 7 и 8. Я
думаю, что один отрывок не может противоречить общему содержанию учения
Библии. Важно заметить, что это почти единственные стихи, которые могут
быть приведены в поддержку "отсутствующего звена" в догмате о
триединстве, - как Иисус преобразовался от образа Бога на небесах до
образа дитя в утробе Марии. В нижеприведенном анализе делается попытка
объяснить смысл вышеприведенного отрывка.
1. В стихах Филиппийцам 2:5-11 имеется ряд характерных фраз, которые полностью противоречат идее триединства:
а) "Посему и Бог превознес Его (Иисуса) и дал Ему имя выше всякого имени"
(стих 9). Этот стих показывает, что Иисус не превозносил Себя; сделал
это Бог. Из сказанного следует, что Он не был в состоянии превознесения
до тех пор, пока Бог не сделал этого с Ним при Его воскресении.
б) Весь процесс смирения Христом Самого Себя и последующего вознесения Его Богом должен был происходить "в славу Бога Отца" (стих 11). Из этого видно, что Бог Отец не равен Своему Сыну.
2. Следует внимательно вникнуть в содержание этого отрывка. Павел не
станет говорить "ни с того, ни с сего". Несколько выше, в стихе 1:27 он
отмечает важность состояния нашего мышления. Более подробно он
развивает эту идею в начале второй главы: "…будьте единодушны и
единомысленны… по смиренномудрию… Не о себе только каждый заботься, но
каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во
Христе Иисусе" (Филиппийцам 2:2-5). Отсюда видно, что Павел говорит о
важности иметь мышление такое, какое оно было у Христа, посвятившего
Себя смиренному служению другим. Стихи, которые идут далее скорее
говорят о смиренномудрии, которое Иисус проявил, чем Его слова о
каком-либо изменении природы.
3. Иисус был "образом Божиим". В разделе 8.3 мы показали, что Иисус
имел человеческую природу, поэтому слова о Божественной природе не имеют
отношения к Нему. Перевод этого отрывка в Новом Международном издании
Библии (N.I.V.) имеет серьезные погрешности. Следует заметить, между
прочим, что некоторые современные переводы, предназначенные для "легкого
чтения", имеют тенденцию к превратному истолкованию точного значения
греческого текста и скорее пересказывают, чем дают точный перевод
некоторых стихов. Филиппийцам 2:5-8 служит классическим примером этого.
Однако, мы не ставим своею целью преуменьшать здесь значение такого
способа популяризации Библии.
Слово "образ" (греческое слово "morphe") не может быть применено в
выражении "образ раба", о котором говорится в стихе Филиппийцам 2:7. Он
имел образ Бога, но принял образ раба. Естественная природа раба не
отличается от естественной природы любого другого человека. В
соответствии с контекстом, мы можем с успехом интерпретировать это в том
смысле, что, хотя Иисус был безупречным, мышление его было подобное
Богу, но, тем не менее, своим поведением Он хотел принять на Себя образ
раба. Несколько стихов ниже Павел призывает нас стать "сообразуясь
смерти Его (Христа)" (Филиппийцам 3:10). Мы должны разделить Его
"morphe", образ Христа, который Он показал нам в Своей смерти. Это не
означает, что мы должны разделить с Ним ту природу, которую Он имел
тогда, потому что мы уже имеем человеческую природу. Нам нет
необходимости изменять самих себя, чтобы иметь человеческую природу, но
мы нуждаемся в изменении нашего способа мышления, так чтобы мы могли
иметь "morphe" или мысленный образ, который Христос имел в Своей смерти.
Греческое слово "morphe" означает образ, отпечаток или сходство. О людях говорят, что они имеют "вид (morphe) благочестия" (2 Тимофею 3:5). Стих Галатам 4:19 восклицает "доколе не изобразится в вас (верующих) Христос!"
Так как Иисус имел безупречный характер, идеальное мышление, подобное
Богу, то Он был "образом Божиим". В этом смысле, Он "не почитал
хищением" думать или знать, что Он "равен Богу". Новое Международное
издание Библии дает другой перевод этой фразы, в соответствии с которым
Иисус не рассматривал равенство с Богом, чем-то таким, за что можно
ухватиться". Если этот перевод правильный, то он полностью опровергает
теорию о том, что Иисус был Богом. В соответствии с переводом этого
издания Библии, Иисус ни на одно мгновенье не вынашивал идею быть равным
Богу; Он знал, что Он подчиняется Богу и не одинаково равен с Ним.
4. Христос "уничижил Себя Самого" (или, как говорится в
Исправленном английском издании Библии [R.V.], "опустошил Себя"),
подразумевая этим пророчество о Своем распятии в Исаии 53:12: "(Он) предал душу Свою на смерть".
Иисус "принял образ (поведение) раба" рабским отношением к Своим
ученикам (Иоанн 13:14), особенно продемонстрировав это Своею смертью на
кресте (Матфей 20:28). В стихе Исаия 52:14 дается пророчество в
отношении страданий Христа на кресте: "Был обезображен паче великого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих". Это прогрессивное уничижение Себя "до смерти, и смерти крестной"
было чем-то таким, что происходило во время Его жизни и смерти, но не
при Его рождении. Мы показали, что содержание этого отрывка относится к
мышлению Иисуса на земле, в нашем человеческом виде и как Он уничижал
Себя, несмотря на то, что Его мышление было полностью созвучно с Божиим,
в отношении наших нужд.
5. Если Христос по природе был Богом, а затем оставил небеса позади
Себя и принял человеческую природу, как сторонники триединства пытаются
истолковать этот отрывок, тогда Иисус не был "истинным Богом" в то
время, когда был на земле. Однако поклонники триединства считают, что Он
был и тогда Богом. Все это иллюстрирует противоречия, которые создаются
теми, кто разделяет такое определение, как триединство.
6. И, наконец, рассмотрим фразу "будучи образом Божиим".
Греческое слово, переводимое как "будучи" не означает "будучи по
происхождению, испокон веков". В Деяниях 7:55 говорится о Стефане,
который "будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса…"
Стефан был полон Святым Духом тогда и в течение некоторого времени до
этого, но он не всегда был наполнен им. Другие примеры можно встретить в
отрывках: Лука 16:23; Деяния 2:30; Галатам 2:14. Поэтому, фраза "будучи образом Божиим" означает только то, что Христос был в образе Бога (мысленно). Она не говорит, что Он был в этом образе с начала времени.
Источник: http://www.biblebasicsonline.com/russian/08/0803.html |