Предположение о том, что Иисус, согласно Библии, не «тот самый Бог того самого Бога» вероятнее всего покажется весьма пугающим для тех, кто привык к широко принятым взглядам основных вероисповедований.
Как правило, не является общеизвестным то, что многие изучающие Библию на протяжении веков, включая значительное число современных учёных, не сделали заключения о том, что Священное Писание описывает Иисуса как «Бога» с большой буквы. Разница во мнениях по такому основополагающему вопросу должна призвать всех нас к рассмотрению важнейшего вопроса личности Иисуса. Для того, чтобы наше поклонение было, по требованию Библии, «в духе и в истине» (От Иоанна 4:24), становится ясным, что нам необходимо понять, что именно раскрывает Библия об Иисус и его отношениях со своим Отцом.
Священное Писание предупреждает нас о том, что возможно попасться в ловушку веры в «другого Иисуса» (2-е к Коринфянам 11:4) — в «Иисуса», отличного от открытого Библией, как Сына Бога, Мессии, обещанного пророками Ветхого Завета.
Поразителен тот факт, что Иисус никогда не обращался к самому себе, как к «Богу». Равноценно замечательно использование Новым Заветом слова «Бог» — по-гречески хо тэос — в обращении к одному только Отцу около 1350 раз. В резком контрасте, Иисус назван «богом» только в горстке текстов — возможно не более, чем в двух. 1 Почему такая впечатляющая разница в использовании этого слова Новым Заветом, в то время как так многие считают Иисуса ничем не менее «Богом», чем его Отцa
Единобожие Ветхого Завета, подтверждённое Иисус и Павлом
Читатели Священного Писания двадцатого века, возможно, не смогут с лёгкостью оценить силу единобожия — веры в единого Бога — которая стала первым и основополагающим принципом всего учения Ветхого Завета о Боге.
Евреи были готовы умереть за своё убеждение, состоящее в том, что истинный Бог был одним-единственным. Любая идея множественности о Боге была отвержена, как опасное идолопоклонство. Закон и Пророки неоднократно настаивали на том, что только один был настоящим богом, и никто не мог даже представить себе «разногласий» внутри самого Бога после выучивания таких цитат:
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Второзаконие 6:4).
«Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» (Малахия 2:10).
«Прежде меня не было Бога, и после Меня не будет», (Исаия 43:10).
«Ибо Я Бог, и нет иного» (Исаия 45:22).
«Ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне» (Исаия 46:9).
Примеры строго монотеистических заявлений могут быть умножены Ветхим Заветом. Важный факт, наблюдаемый нами — это то, что Иисус, как основатель христианства подтвердил и укрепил настояние Ветхого Завета на том, что Бог един. В соответствии с записями о его учениях, составленными Матфеем, Марком и Лукой, Иисус не сказал совершенно ничего, что нарушило бы веру в абсолютное единство Бога.
Когда книжник (богослов) процитировал знаменитые слова: «Господь Бог наш есть Господь единый», Иисус похвалил его, потому что он «разумно отвечал» и был «недалеко от Царствия Божия» (От Марка 12:29-34). В отчёте Иоанна о пастырстве Иисус, Иисус в равной мере подтвердил неограниченное единобожие своего еврейского наследия в словах, которые просто не могут быть неправильно поняты.
Он говорил о Боге, своём Отце, как о «едином Боге» (От Иоанна 5:44 Как можете вы уверовать, если принимаете славу друг от друга, а славы, которая от единого Бога, не ищете? ) и «едином истинном Боге» ( От Иоанна 17:3 А жизнь вечная в том, чтобы знали Тебя, единого истинного Бога, и Кого Ты послал: Иисуса Христа).
На всём протяжении своих записанных рассуждений, он обращался со словом «Бог» только к Отцу. Ни разу им не было сказано, что он — Бог, понятие, прозучавшее бы как абсурдное и кощунственное. Монотеистические фразы Иисуса в 5:44 и 17:3 — отголоски взгляда на Бога Ветхим Заветом.
Мы можем с лёгкостью различить древнееврейское православие и православие Ветхого Завета Павла, который говорил о своей христианской вере в «одного Бога Отца» (1-е к Коринфянам 8:6) и «одного Бога», отличного от «единого посредника между Богом и человеками, человека Христоса Иисуса» (1- е к Тимофею 2:5).
Как для Иисуса, так и для Павла,Бог был единым и существующим извечно: «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа» (к Ефесянам 1:3). Даже после того, как Иисус был возвеличен по правую руку Отца, Отец остаётся по-прежнему оставался, по словам самого Иисуса, его Богом (Откровение 3:12 Того, кто побеждает, Я сделаю его столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон, и напишу на нем имя Бога Моего и имя города Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое. ).
Мы можем подвести итоги нашего обсуждения до сих пор, процитировав слова Л. Л. Пэйна, профессора церковной истории в Бангорской Духовной Семинарии: «Ветхий Завет строго монотеистичен. Бог — это единое личное бытие. Идея о том, что Троица может быть найдена в нём или же каким-либо образом прослеживается в иносказательном смысле, это предположение, которое долгое время господствовало в богословии, но не имеет совершенно никакого основания.
Евреи, будучи под влиянием этого учения, стали суровыми оппонентами всех политеистических тенденций и остались непоколебимыми монотеистами до сегодняшнего дня.
По этому поводу между Ветхим и Новым Заветом не существует разрыва. Монотеистическая традиция продолжается. Иисус был евреем, воспитанным еврейскими родителями на учении Священного Писания Ветхого Завета. Его учение было до конца еврейским; оно, действительно, стало новым Евангелием, но не новым богословием.
Он объявил, что Он пришёл «не разрушить Законы и Пророков, а исполнить» их, Он принял как Свою собственную веру великую цитату еврейского единобожия: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть».
Его провозглашение, относящееся к Самому Себе соответствовало пророчеству Ветхого Завета. Он был «Мессией» обещанного Царства, «Сыном Человека» еврейской надежды ... Спрашивая иногда: «Кто, люди говорят, Я, Сын Человеческий, есть?» Он не давал иного ответа на этот вопрос, кроме подразумевающегося утверждения о Мессианстве». <Критическая История Эволюции Догмы Троицы, 1900, стр. 4,5.)
Сила еврейского чувства о монотеизме хорошо проиллюстрирована следующими цитатами: «Вера в то, что Бог составлен из нескольких личностей, как, например, христианская вера в Троицу — это уход от отчётливого представления об единстве Бога. Израиль на протяжении столетий отрицал всё, что искажало или затемняло понятие чистого монотеизма, данное им миру, и, скорее, чем признать любое послабление этого понятия, евреи были готовы скитаться, страдать, умирать».2
Эзра Д. Гиффорд, в своей книге Истинный Бог, Истинный Христос и Истинный Святой Дух, говорит: «Сами евреи откровенно обижаются на тот намёк, что их Священное Писание содержит какие-либо доказательства или какие-либо намёки на доктрину православной Троицы, Иисус же и евреи никогда не расходились во мнениях по этому вопросу — оба утверждали, что Бог Един, и что это есть величайшая правда, открытая человеку».3
Если мы рассмотрим записанные учения Иисуса в Матфее, Марке и Луке, имея в виду то, что эти документы представляют понимание апостольской церкви 60-х — 80-х гг н.э., мы не найдем в них ни,одного намёка на то, что Иисус верил в то, что Он существовал извечно.
Матфей и Лука прослеживают происхождение Иисуса до особого акта сотворения Богом, когда зачатие Мессии произошло в чреве Марии. Это то чудотворное событие, которое отметило начало — Бытие, или происхождение Иисуса из Назарета (От Матфея 1:18). Совершенно ничего не говорится о «вечной сыновней связи», каким-либо образом намекая на то, что Иисус был жив в качестве сына до своего зачатия. Эта идея была представлена христианским кругам после того, как были завершены документы Нового Завета. Она не принадлежит к миру мыслей библейских писателей.
Кто Сказал, что Мессия — Это Бог?
Большинство читателей Священного Писания подходят к божественным записям с глубоко установленной серией предположений. Они не отдают себе отчёта в том, что многое из того, что они знают об Иисусе происходит от теологических систем, придуманных писателями вне Библии. Таким образом, они с готовностью принимают большую дозу традиции, в то же время утверждая и веря в то, что Библия — их единственный источник. 4
Решающий вопрос, на который мы должны ответить — это следующее: На каком основании Иисус и ранняя церковь утверждали, что Иисус, в самом деле, — обещанный Мессия?
Ответ прост. Им стало утверждение, что он в совершенстве исполнил ту роль, которую ему предсказал Ветхий Завет. Должно было быть продемонстрировано, что он подходил к конкретным особенностям» запланированным для Мессии в древнееврейском пророчестве.
Матфей, в частности, наслаждается цитированием Ветхого Завета по мере того, как это пророчество было исполнено фактами жизни и опытом Иисуса (От Матфея 1:23; 2:6, 15 и т.д.).
Но Марк, Лука, Иоанн и Пётр в равной мере утверждают, что Иисус в точности подходит к описанию Мессии Ветхим Заветом. Павел провёл большую часть своего пастырства, демонстрируя с помощью еврейского Священного Писания то, что Иисус -Иисус был обещанным Мессией - Христом (Деяния 28:23). Если бы личность Иисуса не подходила бы к описанию её в Ветхом Завете, не было бы никакого основания верить в то, что его утверждение Мессианства было правдой!
Необходимо спросить, таким образом, наводит ли Ветхий Завет на мысль о том, что Мессия должен был бы быть «равным Богу», вторым несозданным существующим извечно бытием, отказавшимся от вечного существования на небесах для того, чтобы стать человеком. Если он не говорит ни о чём подобном (и помня то, что Ветхий Завет уделяет особое внимание даже поминутным деталям, связанными с приходом Мессии), мы будем вынуждены относиться с подозрительностью к утверждениям любого, говорящего, что Иисус — это как Мессия, так и существующий извечно второй вечный человек самого Бога, претендующий на титул Бога в полном смысле этого слова.
Какой портрет Мессии нарисован Священным Писанием евреев?
Когда христиане Нового Завета стремятся подтвердить утверждение Иисусом своего Мессианства, они любят цитировать Второзаконие 18:18: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты [Моисей], и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему». Как Пётр (Деяния 3:22), так и Степан (Деяния 7:37) использовали этот первоначальный текст для того, чтобы показать, что Иисус был «обещанным пророком» ( От Иоанна 6:14), чьё происхождение было бы из Израильской семьи и чьи действия были бы похожими на действия Моисея.
В Иисусе, Бог возвысил Мессию, давно обещанного божественного представителя Израиля и мира. По словам Петра «Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших» (Деяния 3:26). Другие классические Мессианские цитаты обещали, что «Сын будет рождён Израилю» (Исаия 9:6), «семенем женщины» (Бытие 3:15), потомок Авраама (к Галатам 3:16) и потомок царского дома Давида (2-я Царств 7:14-16; Исаия 11:1). Он будет правителем, рождённым в Вифлееме (От Матфея 2:6; Михея 5:2). Среди его нескольких титулов, одним станет «Бог крепкий», а другим — «Отец вечности» (Исаия 9:6).
Это единственная цитата в послании к Исаие 9:6 которая, как может показаться, отнесёт Мессию к категории существующих извечно, несмотря на то, что это, конечно же, вызовет кризис для монотеизма. Однако, внимательный читатель Священного Писания будет отдавать себе отчёт в том, что одному тексту не должно быть позволено опровергнуть настояние Ветхого Завета на том, что только один — истинный Бог. Не должно быть забыто, что священные оракулы были преданы евреям, никто из которых не считал, что божественный титул, данный Мессианскому Царю означал то, что он был членом вечного Бога, теперь состоявшего неожиданно и загадочно из двух человек, в противоречии со всем, на чём стояло всё наследие Израиля.
«Бог крепкий» в Исаие 9:6 определён основным еврейским словарём, как «божественный герой, отражающий божественное величие». В том же самом источнике написано, что слово «Бог», которое было использовано Исаией, применено в других отрывках из Священного Писания при обращении к «людям могущества и званий», а также к ангелам. Что касается «отца вечности», этот титул был понят евреями, как «отец приходящей [Мессианской) эпохи».» 5 Было широко признано, что человеческая фигура может быть «отцом всем жителям Иуды и Иерусалима» (Исаия 22:21).
В Псалме 45 к «идеальному» Мессианскому Царю обращаются как к «богу», но нет никакой нужды допускать, что еврейское единобожие, таким образом, было скомпрометировано. Слово (в этом случае элохим) было применено не только к одному Богу, но и «к божественным представителям в священных местах или, как отражающее божественное величие и власть» («Древнееврейский и английский словари Ветхого Завета» Брауна, Драйвера и Бриггса, стр. 42, 43). Псалмист и писатель «послания к Евреям», его цитировавший (к Евреям 1:8), осознавали своё особое использование слова «бог» для описания Мессианского Царя и поспешно добавляли, что Мессианский Бог предоставил ему его царские привилегии (Псалом 45:7).
Даже часто цитируемый текст из книги пророка Михей о происхождении Мессии не делает необходимым никакого рода буквальное извечное пресуществование. В той же самой книге похожее выражение даёт начало обещанию, данному Якову от «дней первых» (книга Михей 7:20). Конечно же, обещания Мессии были даны в ранний момент истории человечества (Бытие 3:15; сравните с Бытием 49:10; Числа 24:17-19).
Приближаясь к вопросу о Мессианстве Иисуса, как это делал Он Сам и его апостолы, мы не находим совершенно ничего в предсказаниях Ветхого Завета о Христе, что предполагало бы то, что вечное бессмертное бытие стало бы человеком, как стал обещанный Царь Израиля. Этот Царь должен был родиться в Израиле, потомок Давида, зачатый девственницей ( 2-е Царств 7:13-16; Исаия 7:14; От Матфея 1:23). И, таким образом, во время царствования Императора Августа, на мировой сцене появился Мессия.
Сын Бога
Источник бурного давнишнего смятения относительно личности Иисуса — это предположение, вызванное многими годами традиционного мышления о том, что титул «Сын Бога» должен означать в Священном Писании «существующее извечно бытие, член вечного Бога».
Это понятие не может быть никоим образом прослежено в Священном Писании. То, что эта идея удерживается так упорно— свидетельство власти внушения богословия. В Библии «Сын Бога» альтернативный и поистине синонимический титул Мессии.
Иоанн посвящает целое Евангелие одной господствующей теме с тем, чтобы мы понимали и верили в то, «что Иисус есть Христос, Сын Божий» (От Иоанна 20:31). Основа, на которой эти титулы могут быть сочтены равными, может быть найдена в одном из любимых многими отрывках из Псалма 2: «Князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его», которого он поставил Царём в Иерусалиме (стих 6) и о котором он говорит: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе» (стихи 7,8).
Иисус, не колеблясь, применяет этот Псалом к самому себе и видит в нём предсказание своего и своих последователей будущего правления над народами (Откровение 2:26,27) 6
Пётр таким же образом ставит знак равенства между титулами Мессии и Сына Божьего, когда божественным откровением он подтверждает свою веру в Иисуса: «Ты — (Мессия) Христос, Сын Бога Живого» (От Матфея 16:16). Первосвященник спрашивает Иисуса: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» (От Марка 14:61).
Нафанаил понимает, что Сын Бога — это никто иной, как Царь Израиля (От Иоанна 1:49), Мессия (стих 41), «того, о котором писал Моисей в Законе и Пророки» (стих 45; сравните со Второзаконием 18:15-18).
Титул «Сын бога» также применён Священным Писанием к ангелам (Иов 1:6; 2:1; 38:7; Бытие 6:2, 4; Псалом 29:1; 89:6; Даниил 3:25), Адаму (От Луки 3:38), к народу Израиля (Исход 4:22); к царям Израиля, как представляющим Бога и, в Новом Завете, к Христианам (От Иоанна 1:12).
Тщетно будем мы искать любое применение этого титула к существующему извечно бытию, члену вечного Бога. Эта идея просто- напросто отсутствует из библейской идеи о божественной сыновней связи. Лука очень хорошо знает о том, что божественная сыновняя связь Иисуса произошла от его зачатия в чреве девственницы; он совершенно ничего не знает о каком-либо извечном происхождении: «Дух Святый найдёт на Тебя [Марию], и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божиим» (От Луки 1:35). Псалмист приписывал сыновнюю связь Мессии к определённому моменту времени — «сегодня» (Псалом 2:7) — во время его назначения правителем мира. Павел находит дальнейшее применение Псалма 2 в воскрешении Иисуса (к Римлянам 1:4).
Вот, ясно представленные Священным Писанием, которое Иисус признавал Словом Божьим, библейские идеи сыновней связи Иисуса. Она берёт начало от зачатия Иисуса, его воскрешения, или же, от его назначения на царствование. Взгляд Луки на сыновнюю связь в точности совпадает с надеждой на рождение Мессии от женщины, потомка Адама, Авраама и Давида (От Матфея 1:1, От Луки 3:38).
Ни одна из рассмотренных нами цитат из Библии не содержит никакой информации о личном пресуществовании Сына в вечности.
Сын Человеческий, Господь по Правую Руку Бога
Титул «Сын Человеческий» был часто использован Иисусом при обращении к самому себе. Как и «Сын Божий», этот титул близко связан с Мессианством; настолько близко, что когда Иисус торжественно подтверждает, что он Мессия, Сын Божий, он на одном дыхании добавляет, что первосвященник увидит «Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (От Марка14:62).
Титул «Сын Человеческий» наиболее полно описан в Данииле 7:13, 14, где человеческая фигура («Сын Человеческий») получает право на владение мира от Отца.
Параллель с Псалмом 2, так же очевидна, как очевидна и близкая связь с Псалмом 109, в котором Давид обращается к своему «Господу» (Мессии) который сидит по правую руку Господа (Отца) до тех пор, пока он не вступит в должность правителя мира и будет «господствовать среди врагов своих» (Псалом 109:2; сравните с посланием От Матфея 22:42-45).
Сын Человеческий обладает такой же ясной Мессианской связью в Псалме 79:18: «Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе».
Знаменательно то, что писатели Нового Завета ставили величайшее ударение на Псалом 109, ссылаясь на него около восемнадцати раз и применяя его к Иисусу, который к этому времени был возвеличен, как Мессианский Господь, к бессмертию по правую руку Отца, как это и предвидел Псалмист.
Ещё раз мы должны признать, что вечная сыновняя связь чужда всем описательным титулам Мессии. Этот поразительный факт должен побудить всех изучающих библию повсюду и везде к сравнению того, что им преподавали об Иисусе, с тем Иисусом, который представлен Священным Писанием.
Окажется, что вечный сын не соответствует библейскому рассказу о Мессии. Останавливая свой выбор на Иисусе, который является вечным бытием, проходящим через временную жизнь на земле, многие, как говорится, «не того поймали».
Иисус не утверждал, что Он Бог
В Евангелии Иоанна личность Иисуса — основная тема. Иоанн писал, по своему собственному признанию, с одной основной целью: убедить своих читателей в том, что Иисус — это «Христос (Мессия), Сын Божий» (20:31).
По словам Иоанна, Иисус тщательно проводил различие между собой и Отцом, который является «единым истинным Богом» (17:3; сравните с 5:44, 6:27). Если бы мы нашли в записях Иоанна доказательства о том, что Иисус «равен» Богу, в соответствии со смыслом догмы Троицы, мы бы обнаружили то, что совсем не соответствовало намерениям Иоанна и чего, ввиду своего еврейского наследия, он бы не понял! Альтернативно, мы будем вынуждены признать, что Иоанн представил совершенно новую картину Мессианства, которая противоречит Ветхому Завету и ниспровергает то утверждение самого Иоанна (и Иисуса), что только Отец — это истинный Бог (От Иоанна 5:44, 17:3).
Такое очевидное противоречие вряд ли вероятно.
Нам давно уже пора позволить самому Иисусу прояснить этот вопрос. Со слов Матфея, Марка и Луки нам сказано, что Иисус недвусмысленно присоединялся к строгому единобожию Ветхого Завета (От Марка 12:32-34).
Запутал ли он, таким образом, по словам Иоанна, вопрос, утверждая всё-таки, что он — Бог? Ответ ясно дан в послании От Иоанна 10:34-36
(34 Ответил им Иисус: не написано ли в Законе вашем: „Я сказал: вы - боги"? 35 Если Закон назвал богами тех, к которым было слово Божие, а Писание не может быть упразднено, - 36 Тому ли. Кого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: „Ты богохульствуешь", потому что Я сказал: „Я - Сын Божий"? ), где Иисус уточняет свой статус с точки зрения человеческих представителей Бога в Ветхом Завете.
Иисус дал этот отчёт о себе с целью объяснить, что означает быть «одним с Отцом» (10:30). Я и Отец - одно. Это то единство действий, которым Сын в совершенстве представляет Отца. Это в точности идеал сыновней связи по Ветхому Завету, который был несовершенно осуществлён в правителях Израиля, но нашёл совершенное воплощение в Мессии, избранном Царе Бога.
Довод в послании От Иоанна 10:29-38 приведён таким образом: Иисус начал с утверждения, что он и Отец «одно». Это — утверждение о единстве братства и действий, которого, в иное время, он желал также для отношений его учеников с ним и с Отцом (От Иоанна 17:11, 22). Евреи восприняли его заявление, как утверждающее равенство с Богом. Это дало Иисусу возможность объясниться. То, что он утверждал в действительности, по его словам, это, что он есть «Сын Божий» (стих 36), признанный синоним «Мессии».
Утверждение сыновней связи не было необоснованным требованием, доказывал Иисус, ввиду того хорошо известного факта, что даже к несовершенным представителям его, Бог обращался в Ветхом Завете как к «богам» (Псалом 81:6). 6 Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
Далеко от любого утверждения о вечной сыновней связи, он сравнивал свой пост и действия с постом и действиями судей. Он считал себя самым лучшим представителем Бога, поскольку он был уникальным сыном Бога, одним-единственным Мессией, сверхъестественно зачатым, предметом пророчества Ветхого Завета.
Однако не существует абсолютно ничего в отчёте Иисуса о самом себе, что мешало бы единобожию Ветхого Завета или требовало бы переписывания священного текста Второзакония 6:4.
Самопонимание Иисуса находится строго в пределах, обозначенных авторитетным откровением Бога в Священном Писании. Иначе его заявление о своём Мессианстве было бы недостоверным. Священное Писание было бы нарушено.
|