Из курса изучения Библии по систематической теологии, представленного конференцией штата Миннесота. Эти уроки адаптированы из книги «Систематическая теология» Альвы Г. Хаффера
14) Основные различия между Иисусом и Богом Из Библии очевидно, что Иисус отличался от Бога во многих отношениях. Эти различия показывают, что Иисус не может быть «Богом». Многие тринитарии объясняют различия между Иисусом и Богом, говоря, что только «человеческая природа» Иисуса отличается от Бога, а не его «Божественная природа». Однако, согласно ортодоксальной христианской доктрине, установленной на Халкидонском соборе (451 г. н. э.), две природы Христа не могут быть разделены (см. раздел 13). Разделение двух природ Христа является ересью согласно тринитарному богословию. Поэтому тринитарии должны придумать приемлемое объяснение того, как «Бог» (Иисус) мог делать все перечисленное ниже.
Мудрость Иисус возрастал в мудрости, но Бог премудр. Библия говорит: «Иисус же преуспевал в премудрости» ( Луки 2:52 ESV). Кроме того, Иисус «научился послушанию» ( Евреям 5:8 ). Богу не нужно учиться. Тринитарии утверждают, что именно человеческая часть Иисуса росла и училась, но нет ни одного стиха, который бы проводил такое различие. Кроме того, это считалось бы ересью согласно Халкидонскому собору, потому что это разделяло бы две природы Христа.
Знание У Иисуса было ограниченное знание, тогда как у Бога его нет. Марк 13:32 (ESV) говорит: «О дне же том или часе [когда вернется Сын; Марк 13:26 ] никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, а только Отец». Но даже в будущем, спустя много времени после того, как он вознесся на небеса, Иисус все еще получает наставления от Бога относительно того, когда вернуться на землю и «пожинать», т. е. завоевать землю ( Откр. 14:14-16 ). Другие стихи также показывают, что Иисус получил знание от Бога после своего воскресения и вознесения: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог» ( Откр. 1:1 ESV). [Для более полного объяснения того, что Иисус не знал времени Конца, см. комментарий к Матф. 24:36 , «ни Сын».]
Совершенство/Рост Писание учит, что было уместно, чтобы «Бог» сделал Иисуса «совершенным через страдание» ( Евр. 2:10 ). Бог есть и всегда был «совершенным», но Иисусу нужно было достичь совершенства через свои страдания.
Чтобы совершенно повиноваться Богу на протяжении всего своего служения, Иисусу нужен был дар святого духа, и он получил его при крещении ( Мф. 3:16 ; Мк. 1:10 ; Лк. 3:22 ) и имел его на себе, когда начал свое служение ( Лк. 4:18 ). Если бы Иисус был Богом, ему не нужен был бы святой дух, который является самой природой Бога. Бог наделил даром Своего святого духа лидеров и пророков Ветхого Завета, чтобы они имели духовную силу и могли слышать от Него через духа, который был на них (т. е. Чис. 11:17-29 ; Суд. 3:10 ; 6:34 ; 11:29 ; 1 Цар. 10:6 , 10 ; 16:13 ; 1 Пар. 12:18 ; 2 Пар. 15:1 ; Мих. 3:8 ). Более того, пророчества Ветхого Завета, такие как в Ис. 11:2 ; 42:1 и 61:1 , указывали, что Бог наделит Своим духом Своего Мессию, показывая, что он не был полностью оснащен без него. Иисусу нужен был дар святого духа, чтобы быть духовно сильным, как и другим пророкам. В Деяниях 10:38 (ПЕРЕСЛ.) говорится: «Иисуса из Назарета, как Бог помазал Его Духом Святым и силою, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним».
Искушение Иисус был «подобно нам искушенным во всем, кроме греха» ( Евр. 4:15 ESV), однако Библия ясно говорит, что Бог не может быть искушен: «потому что Бог не может быть искушаем злом» ( Иак. 1:13 ESV).
Во времена слабости или трудностей ангелы служили Иисусу и укрепляли его. В Луки 22:43 (ESV) говорится: «И явился ему Ангел с неба и укреплял его» [в Гефсиманском саду]. Людям нужно укрепляться; Бог не нуждается в укреплении ангелами или кем-либо или чем-либо еще (ср. также Мф. 4:11 , Мк. 1:13 ).
Смерть Писание говорит очень ясно, что Иисус умер. Бог не может умереть. Римлянам 1:23 и другие стихи говорят, что Бог бессмертен. Православная христианская доктрина заключается в том, что умерла только человеческая сторона Иисуса, но это утверждение основано на предположениях. Ни один стих Писания не говорит ничего вроде «только человеческая природа Иисуса умерла».
Семья Евреям 2:10-11 учит, что мы «братья» Иисуса и «сыны Божии», и Иисус никогда не стыдится называть нас таковыми. Евреям проводит различие между Богом и Иисусом, которое очень важно и которое мы теряем, если думаем, что Иисус — Бог. Если бы это было так, мы были бы «братьями Божиими», но мы явно не таковы. Тринитарное объяснение заключается в том, что мы братья по человеческой части Иисуса, но это добавление к тексту. Библия нигде не говорит и не подразумевает этого; это предположение для поддержки тринитарной доктрины.
Дела Нам поручено совершать «дела более великие», чем дела Иисуса. В Иоанна 14:12 (ESV) Иисус сказал своим ученикам, что «всякий верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит». Если бы Иисус был Богом, то его заявление было бы поручением для нас совершать дела более великие, чем дела Бога, что невозможно. Если бы Иисус Христос был Богом, он должен был бы обладать атрибутами Бога. Большинство теологов сходятся во мнении, что некоторые из атрибутов Бога: не имеющий начала, самосущий, бессмертный, всемудрый, всеблагий, всемогущий и вездесущий. Но у Иисуса не было ни одного из этих атрибутов.
Он не был несуществующим. Христос был единородным Сыном Божьим ( Иоанна 3:16 ). Он не существовал сам по себе. «Я живу Отцом» ( Иоанна 6:57 ). Он не был бессмертным. Иисус умер, и Бог воскресил Его ( Деяния 13:30 ). Он не был всемудрым. Иисус «преуспевал» ( Луки 2:52 ). Он не был всемогущим. В то время как «нет ничего невозможного у Бога» ( Луки 1:37 ), Христос сказал: «Сын ничего не может творить Сам от Себя» ( Иоанна 5:19 ). Он не был вездесущим. После смерти Лазаря Иисус сказал своим ученикам: «Я рад, что Меня не было там» ( Иоанна 11:15 ). 15) Бог есть дух, но Иисус есть плоть и кость Бог есть Дух ( Иоанна 4:24 ), но даже после своего воскресения Иисус сказал о себе, что он не дух, а плоть и кость. Когда Иисус явился своим апостолам, он сказал: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Луки 24:39 ). То, что Иисус сегодня все еще плоть и кость, — это именно то, чего мы ожидали бы, если бы Иисус был «мужем, одобренным Богом». Часть великой надежды, которую мы, христиане, имеем, заключается в том, что в будущем Иисус «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Филиппийцам 3:21 ). Поэтому в будущем у нас будут тела, подобные телу Иисуса, но это вряд ли кажется уместным, если Иисус — Бог во плоти.
16) Иисус никогда не учил Троице. В Иоанна 1:18 говорится, что Иисус открыл людям «Бога». Но если «Бог» — это триединый Бог, состоящий из Отца, Сына и Святого Духа, то Иисус не открыл Бога. Иисус никогда не учил Троице, даже когда у него были хорошие возможности для этого. Фактически, Иисус учил совершенно противоположному, он учил, что только Отец был Богом. Хороший пример того, что Иисус не учил Троице, произошел, когда Иисус встретил самарянку у колодца ( Иоанна 4:1-42 ), он сказал ей, что он Мессия ( Иоанна 4:26 ), но он никогда не упоминал Троицу, и на самом деле он сказал: «наступает время... когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу» ( Иоанна 4:23 ), тем самым укрепляя веру женщины в то, что есть один Бог, которому люди должны поклоняться. Аналогичным образом, когда Иисус спросил апостолов, кем они его считают, и Петр сказал, что Иисус был Христом, Иисус не воспользовался этой возможностью, чтобы научить их Троице ( Матфея 16:17-20 ). На самом деле Иисус сказал, что это «мой Отец на небесах» открыл это Петру, укрепив веру Петра в то, что именно Бог на небесах открыл все. Кроме того, когда Иисус исцелил человека, который был слепым от рождения, он сказал ему, что он Мессия, но не сказал ни слова о Троице ( Иоанна 9:35-38 ), на самом деле, слепой, который был исцелен, думал, что Иисус был человеком, который поклонялся Богу, и именно поэтому он мог исцелять. Человек сказал: «Бог грешников не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает... Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» ( Иоанна 9:31 , 33 ). Другое упоминание о богатом молодом правителе, и когда молодой человек назвал Христа «добрым господином», Иисус не только не учил человека Троице, он отверг его и сказал, что единственный, кто был благ, был Бог ( Марка 10:17-18 ).
Можно привести и другие примеры, но суть в том, что даже когда у Иисуса была возможность учить Троице, он никогда этого не делал. Это поразительно, если учение о Троице верно, потому что люди ожидали Мессию-человека, а не «Бога во плоти». Поэтому, когда Иисус сказал им, что он Мессия, но ничего не сказал о существовании Троицы, он только подтвердил то, что они уже думали, и это было вдвойне верно, когда Иисус не только не учил Троице, но и указывал людям от себя к Богу. Замечательный пример того, как Иисус подтвердил то, во что уже верили иудеи, содержится в Евангелии от Марка 12:28-34 .
В этой записи эксперт по Моисееву закону спросил Иисуса, какая заповедь в Законе самая важная. Иисус процитировал Второзаконие 6:4-5 , в котором есть Шема: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш, Господь один». Эксперт согласился, что это самая большая заповедь, а затем добавил к сказанному Иисусом, процитировав Второзаконие 4:35 : «и нет иного, кроме Него» ( Марка 12:32 ). Иудеи не были тринитариями, поэтому этот эксперт по закону понял бы, что Шема относится к Богу Отцу и ни к кому другому, и уж точно не к Иисусу, человеку, стоящему перед ним. Однако Иисус согласился с тем, что сказал эксперт, и подумал, что эксперт ответил ему «мудро» ( Марка 12:34 ). Иисус даже сказал ему: «Недалеко ты от Царствия Божия» ( Марка 12:34 ). Этот разговор является очень хорошим доказательством того, что Иисус не считал себя Богом. Кроме того, согласно тринитарному богословию, человек должен верить, что Иисус — Бог, чтобы спастись, но очевидно, что Иисус не верил в это, потому что он не только не пытался «исправить» богословие этого эксперта в Законе, но и фактически подтвердил то, что сказал иудей. Так что, на самом деле, есть два вопроса, которые проясняются этим разговором: человек не должен верить в Троицу, чтобы спастись, и сам Иисус не учил Троице, а вместо этого учил, что Бог — один.
Кажется, нет никаких веских причин не принимать слова Иисуса за чистую монету: он был тем человеческим Мессией, которого ждали иудеи, а не Богочеловеком, которого они не ожидали.
Тринитарии также обычно говорят, что Иисус утверждал, что он Бог, и по этой причине евреи ненавидели его и пытались убить его. Но это не так. Иисус заявлял разными способами, что он Мессия, и именно это расстраивало евреев. На протяжении всей своей истории евреи проводили четкое различие между «Богом» и «Мессией». Они не думали, что Мессия будет Богом или «Личностью» в триедином Боге, и если бы Иисус ходил и говорил, что он Бог, евреи сочли бы его сумасшедшим, но не угрозой. Но чтобы Иисус утверждал, что он Мессия Бога, а также творил чудеса, вот это была угроза. Иисус не утверждал, что он Бог во плоти, поэтому на суде евреи никогда не спрашивали Иисуса: «Ты Бог во плоти?» Вместо этого они спросили Иисуса о том, кем он утверждал себя: Мессией.
На суде первосвященник сказал Иисусу: «Клянусь Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Иисус сказал ему: « Да , так, как ты говоришь» ( Мф. 26:63-64 ). Разговор был бы несколько затянутым, и Марк записывает, как первосвященник спросил: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» Иисус сказал: «Я» ( Мк. 14:61-62 , ср. Лк. 22:67-71 ). Когда Иисус заявил, что он Мессия, «Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: «Клевета! Какая нам еще нужда в свидетелях? Вот, вы слышали клевету. Что вы думаете?» Они же сказали в ответ: «Он достоин смерти» ( Мф. 26:65-66 ). Итак, из суда над Иисусом мы видим, что иудеи правильно оценили, что Иисус утверждал, что он Христос, а также, что Иисус действительно сказал, что он Христос, и также, что иудеи считали, что заявление Иисуса заслуживает смертной казни. Суд дает веские доказательства того, что Иисус — Мессия, Сын Божий, но не Бог во плоти.
17) Многие люди спасаются в Библии, не веря в Троицу или в то, что Иисус — Бог. Одним из примеров спасения человека без веры в Троицу является грешная женщина, которая помазала ноги Иисуса своими слезами, пока он ел. Все, что сказал ей Иисус, было: «Прощаются тебе грехи твои» и «Вера твоя спасла тебя. Иди с миром» ( Луки 7:48 и 50). Крайне маловероятно, что эта галилейская еврейка верила, что Иисус был частью Триединого Бога, и, зная это, она обрела спасение. Такое предположение расширило бы запись за пределы достоверных границ. Женщина была грешницей, а не теологом, и если бы она вообще ходила в синагогу, что сомнительно, она бы знала о Мессии только из того, чему учил Ветхий Завет. Библия говорит, почему она была спасена: она любила Иисуса и доверяла Ему ( Луки 7:47 , 50 ).
Когда Иисус спросил Петра: «А вы за кого почитаете Меня?» ( Матф. 16:15 ). Петр ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» ( Матф. 16:16 ). Петр верил, что Иисус был Христом, о котором его учили в синагоге и которого он ожидал, а не в то, что Иисус был Богом во плоти, который был частью Троицы. Однако Иисус не поправил Петра, а вместо этого похвалил его за его проницательность, сказав, что он «блажен» ( Матф. 16:17 ).
В книге Деяний записаны учения апостолов и учеников, когда они распространяли благую весть об Иисусе. Таким образом, разумно, что если бы учение о Троице было истиной, не раскрытой в Ветхом Завете, но необходимой для христианского спасения, оно должно было бы ясно преподаваться в Деяниях. Мы просто возьмем одну историю из Деяний ради краткости, а именно Деяния 2:14-36 . Петр говорил с толпой неспасенных евреев в Храме в День Пятидесятницы, всего через 50 дней после распятия Иисуса. Все, что они знали о Мессии, было из Ветхого Завета и преданий о нем, ни одно из которых не включало учение о Троице или о том, что Иисус является Богом. Однако в Пятидесятницу Петр представил Иисуса как «человека, на которого указал вам Бог», который был распят и которого Бог воскресил из мертвых, большую часть чего Петр подкрепил цитатами из Ветхого Завета. Петр ни разу не упомянул Троицу или Иисуса как Бога, тем не менее около трех тысяч человек были спасены в тот день. Это очень хорошее доказательство того, что в день Пятидесятницы, когда зародилась христианская церковь, человеку не обязательно было верить в Троицу, чтобы спастись.
Можно прочитать книгу Деяний, но вы никогда не найдете никого, кто учил бы Троице до того, как люди спасутся, ее там просто нет. Исследование Нового Завета покажет, что нет тринитарной формулы, которая говорила бы о трех Лицах в Едином Боге, или о том, что Иисус был и полностью человеком, и полностью Богом, которая была бы сказана людям до того, как они спаслись, что является не только доказательством того, что человеку не нужно было верить в Троицу, чтобы спастись, это доказательство того, что Троицы нет.
18) Когда иудеи думали, что Иисус утверждает, что он Бог, он отрицал это. Большинство тринитариев утверждают, что Иисус утверждал, что он Бог в Иоанна 5:16-18 : « 16 И по той причине, что Иудеи гнали Иисуса, что Он делал это в субботу, 17 Иисус же отвечал им: Отец Мой всегда делает, и Я всегда делаю». 18 По той причине, что Иудеи еще более искали убить Его, он не только «нарушал субботу», но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу».
Первое, на что мы должны обратить внимание, это то, что даже иудеи не говорили: «Иисус называет себя Богом». Они утверждали, что он говорил, что он равен Богу, но они ошибались в этом. Иисус исправил их мышление и сразу же заявил: «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если только увидит Отца творящего…» ( Иоанна 5:19 ). Это не утверждение равенства. Если бы это было так, Иисус не сказал бы, что он ничего не может творить Сам от Себя. Если бы Иисус был Богом или даже «равным Богу», он мог бы творить вещи Сам от Себя, как это делает Бог. Таким образом, опровержение Иисусом утверждения иудеев является доказательством того, что Иисус не Бог.
Большинство тринитариев утверждают, что иудеи сказали, что Иисус утверждал, что он Бог в Иоанна 10:33 (NIV2011): «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, — говорили иудеи, — но за богохульство, потому что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом». Иудеи ошибались в своем утверждении. Если бы то, что они говорили, было правдой, похоже, Иисус бы это каким-то образом подтвердил.
Вместо этого, сразу после обвинения иудеев, Иисус ответил им и сказал: «Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, то что же можно сказать о Том, Которого Отец отделил и послал в мир? Почему же вы обвиняете Меня в богохульстве, потому что Я сказал: «Я Сын Божий» ( Иоанна 10:34-36 NIV2011)?» Иисус прямо говорит, что то, что он утверждал, было Сыном Божьим, а не самим Богом. Иисус не мог бы быть здесь намного яснее в том, что он не утверждает, что он сам Бог. Утверждение, что он Сын Божий, не является утверждением, что он Бог, это утверждение, что он Мессия, и иудеи понимали это ( Пс. 2:7 ; Иоанн 1:49 ), и именно об этом они спрашивали его на суде перед синедрионом ( Мф. 26:63 ), и именно об этом они спрашивали его в Иоанна 10:24 , что было контекстом Иоанна 10:33 . Таким образом, оба эти случая в Иоанна 5 и Иоанна 10 показывают, что Иисус не считал себя Богом и не учил других, что он Бог.
Некоторые тринитарии скажут, что Иисус не отрицает, что он Бог, в Иоанна 5 или Иоанна 10, потому что он не говорит: «Нет, я не Бог». Однако верить в то, что ответы Иисуса являются утверждением, необоснованно по причинам, указанным выше, а также потому, что у нас есть примеры по всему Новому Завету того, как это выглядит, когда Иисус подтверждает утверждения людей о нем, и они сильно отличаются от Иоанна 5 и Иоанна 10. Например, на суде первосвященник сказал Иисусу: «Клянусь Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Иисус сказал ему: « Да , так, как ты говоришь» ( Мф. 26:63-64 ). Марк записывает, как первосвященник спрашивает: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» Иисус сказал: «Я» ( Мк. 14:61-62 ; ср. Лука 22:67-71 ). В Иоанна 13:13 Иисус говорит: «Вы называете Меня „Учителем“ и „Господом“, и правильно, ибо Я то есть». Это ясные утверждения Иисуса относительно Его личности, в отличие от того, что мы находим в Иоанна 5 и Иоанна 10 , где Он вообще не утверждает своих оппонентов, а вместо этого называет себя Сыном Божьим ( Иоанна 10:36 ). Не обязательно говорить „Нет“, чтобы что-то отрицать. Например, если кто-то говорит: „Ты шериф?“, а я отвечаю: „Я медсестра“, это по сути отрицание, потому что никто не подумает: „Этот человек, вероятно, шериф и медсестра!“ Почти то же самое происходит в Иоанна 10. Иудеи утверждают, что Иисус „сделал Себя Богом“ ( Иоанна 10:33 ), но Иисус ответил: „Я сказал, что Я Сын Божий“ ( Иоанна 10:36 ).
19) Чудеса Иисуса не доказывают, что он был Богом. Иногда говорят, что чудеса, которые совершил Иисус, доказывают, что он был Богом. Но почти каждое чудо, которое совершил Иисус на земле, было совершено в той или иной форме более ранними пророками или апостолами. К ним относятся исцеление больных, воскрешение мертвых, умножение пищи и даже хождение по воде. Фактически, пророки Ветхого Завета совершили некоторые удивительные чудеса, которые не совершил Иисус, включая разделение океана (Моисей), остановку реки (Иисус Навин), остановку солнца на небе (Иисус Навин) и призывание огня с небес (Илия). Бог был тем, кто творил чудеса через пророков, и Он творил их также через Иисуса ( Деяния 2:22 ).
20) Троица и двойственная природа Иисуса никогда не называются «тайной». Говорят, что ни один человек не может понять учение о Троице, потому что это тайна. Но Библия даже не использует слова «Троица» или «двойственная природа» Христа, не говоря уже о том, чтобы определять их как тайны. Более того, греческое слово mustērion (#3466 μυστήριον), которое в большинстве английских Библий переводится как «тайна», не означает «тайну» в современном смысле этого слова, а скорее относится к «секрету» в религиозной или священной сфере. Emphasized Bible Ротерема правильно переводит mustērion как «священная тайна». То, что mustērion не означает «тайна», можно задокументировать из любого количества лексиконов или библейских словарей, и это также ясно из самой Библии. В Библии говорится, что многие из тайн Божьих теперь стали известны, что показывает, что они на самом деле не были непознаваемыми «тайнами», но были тайнами Божьими, которые теперь раскрыты (например, Рим. 16:25 , 26 ; 1 Кор. 2:7-10 ; Еф. 3:4 , 5 ; Кол. 1:26 ).#3466 μυστήριον), которое в большинстве английских Библий переводится как «тайна», не означает «тайну» в современном смысле этого слова, а скорее относится к «секрету» в религиозной или священной сфере.
Причина, по которой многие английские Библии продолжают переводить mustērion как «тайна», несмотря на то, что ученые и многие священнослужители знают, что «тайна» — неточный перевод, во многом объясняется множеством небиблейских и даже противоречивых доктрин, которые со временем проникли в Церковь. Когда даже священнослужители не могли объяснить или понять эти доктрины, перевод «тайна» стал общепринятым, поскольку концепция «тайны» была удобным способом представить необъяснимые доктрины среднему христианину. Людей, которые оспаривали необъяснимые доктрины и другие традиции Церкви, быстро называли «еретиками» и преследовали, поэтому перевод «тайна» в основном не оспаривался.
Хотя Библия говорит, что некоторые вещи были секретами, как то, что язычники были включены в Церковь ( Рим. 11:25 ; Еф. 3:4-6 ), или то, как живые верующие будут изменены в Восхищении ( 1 Кор. 15:51 ), нет ни одного стиха, который бы говорил, что Троица или двойственная природа Христа являются mustērion (секретом). Но если бы учение о Троице или двойственной природе Христа было истинным, мы бы, безусловно, ожидали, что Библия включила бы их в mustērion Бога . Для нас наиболее логичной причиной, по которой Троица и двойственная природа Христа не упоминаются в Библии как mustērion (секрет), является то, что они изначально не являются библейскими доктринами.
Троица и двойственная природа Христа не только не являются «тайнами», они являются противоречиями. Доктринальные утверждения, такие как «вечно рожденный», «три «Лица» в Едином Боге» и «Иисус является как 100% человеком, так и 100% Богом», на самом деле являются просто простыми противоречиями. Это было признано очень давно, и более ста лет назад Уильям Г. Элиот писал: «Тайна и противоречие — это совершенно разные вещи. Первое находится за пределами нашего зрения или видимо несовершенно. Последнее явно не соответствует истине. …мы знаем достаточно, чтобы видеть, что два противоречивых утверждения не могут быть оба истинными. …Поэтому, когда Христос утверждает, что он не знал об определенном будущем событии (см. Марк xiii. 32), утверждение, что он, тем не менее, был Всеведущим, очевидно, является отрицанием того, что он сказал» ( Рассуждения о доктринах христианства , Американская унитарианская ассоциация, Бостон, 1870, стр. 6).
Предполагаемая «двойная природа» Христа никогда не упоминается в Библии и противоречит Библии и законам природы, установленным Богом. Ничто не может быть на 100% двумя разными вещами. Иисус не может быть на 100% Богом и на 100% человеком; это не «тайна», это противоречие и бессмысленные разговоры. Как было сказано ранее в этом приложении, Библия ясно говорит во многих местах, что Иисус Христос был человеком, и несколько стихов, которые, как кажется, говорят, что он был Богом, либо оспариваются текстуально, либо могут быть переведены и/или поняты с точки зрения библейского унитаризма. Кроме того, ранее в этом приложении мы увидели, что чудеса и удивительные деяния, которые совершил Иисус, показали только то, что он ходил силой Бога, ему не нужно было быть «Богом во плоти», чтобы совершать их.
Фатальным недостатком теории «двойной природы» является то, что обе природы Иисуса должны были знать друг о друге. Божественная природа Иисуса знала о его человеческой природе. Но согласно учению тринитариев, человеческая природа Иисуса знала, что он Бог, что объясняет, почему тринитарии говорят, что Иисус учил, что он Бог. Но если Иисус знал, что он Бог, то Послание к Евреям неверно, когда говорит, что Иисус «уподобился братьям своим во всем» ( Евр. 2:17 ). Если бы Иисус был на 100% Богом и на 100% человеком одновременно, то он не был уподоблен другим людям во всем. Фактически, он бы сильно отличался от других людей во многих отношениях. Например, в своей Божественной природе он не был бы искушаем ничем ( Иакова 1:13 ), но поскольку его человеческая природа имела доступ к этому знанию и уверенности, то его человеческая часть также не была бы искушаема. Но в Послании к Евреям говорится, что он был искушаем во всем, как и все мы ( Евреям 4:15 ). Более того, у Бога нет проблем, неопределенности и беспокойств, которые есть у людей, и если бы Иисус знал, что он Бог, то у него не было бы и этого. Кроме того, в Евангелии от Луки 2:52 говорится, что Иисус возрастал в мудрости, но человеческая часть Иисуса имела бы доступ к своей божественной части, которая дала бы ему бесконечную и врожденную мудрость. Кроме того, в Послании к Евреям говорится, что Иисус «научился послушанию» через то, что он страдал, но опять же, человеческая часть Иисуса получила бы доступ к своей божественной части, и ему не нужно было бы чему-либо учиться.
Кенотические тринитарии утверждают, что Иисус отложил или ограничил Свою Божественную природу, но эта теология развивалась только для того, чтобы попытаться примирить некоторые стихи о том, что Христос пережил на земле, как мы видели в Послании к Евреям. Идея о том, что Бог может ограничить то, что Он знает или переживает как Бог, не преподается и не объясняется в Писании, и кенотический тринитаризм был отвергнут ортодоксальными тринитариями именно по этой причине. Очень простой способ объяснить «трудные стихи», которые кенотические тринитарии пытаются объяснить о человеческом опыте Христа, — это осознать, что Иисус был полностью человеком, а не Богом и человеком одновременно.
Заключение Чтобы полностью любить и поклоняться Богу и Иисусу, важно знать, кем они являются на самом деле. Бог, Отец, является Творцом вселенной, Автором плана спасения, Отцом Иисуса Христа и нашим Единым Богом, и устранение Его с этого возвышенного положения и разделение Его положения «Бога» с двумя другими «Лицами» умаляет, кем Он на самом деле является и что Он один сделал. Более того, превращение Иисуса в Бога, вместо того, чтобы возвысить его, на самом деле умаляет, кем он был и есть, и чего он достиг и продолжает делать. Это унижает Иисуса, потому что его мужество, умственная стойкость, любовь и великая вера не имеют себе равных в человеческой истории. Он прошел по жизни, как и каждый человек, с сомнениями, страхами и заботами, и с возможностью греха. Его истинное величие теряется, если он Бог, потому что «с Богом все возможно». Вера в то, что Иисус — Бог, также демонстрирует неверие в собственные слова Иисуса, когда он делал такие заявления, как «Отец больше меня», и когда он молился Отцу как «единственному истинному Богу». Кроме того, это делает невозможным для нас отождествлять себя с ним и стремиться быть похожими на него, ибо как мы можем когда-либо надеяться жить как Бог?
Восстанавливая Отца в Его уникальном и исключительном положении Бога, Он получает все поклонение, заслуги, уважение и благоговение, которых Он заслуживает как Единый Истинный Бог. Восстанавливая Христа в Его положении человека, одобренного Богом, — единородного Сына Отца, последнего Адама, того, кто мог согрешить, но добровольно остался послушным, того, кто мог сдаться, но любил нас так сильно, что никогда этого не делал, и того, кого Бог высоко возвысил, чтобы стать нашим Господом, — тогда Христос получает все поклонение, заслуги, уважение и благоговение, которых Он заслуживает, и мы можем черпать великую силу и решимость из Его примера.