Из курса изучения Библии по систематической теологии, представленного конференцией штата Миннесота. Эти уроки адаптированы из книги «Систематическая теология» Альвы Г. Хаффера
Я представил эту работу на семинаре «Единый Бог» в 2006 году, организованном Кеном Уэстби и Ассоциацией христианского развития [1]
Введение
Попытка дать библейское определение слову «дух» похожа на попытку помыть кошку — это можно сделать, но с большим трудом, и никогда не знаешь наверняка, выполнил ли он задачу полностью. Я намерен предложить библейское определение святого духа. Я построю совокупное понимание, начиная с Ветхого Завета (ВЗ). Затем я добавлю к этому предварительному определению новые идеи, представленные в Новом Завете (НЗ). Чтобы сохранить организованность, я разделю НЗ на синоптические Евангелия (Матфея, Марка и Луки), Евангелие от Иоанна и остальную часть НЗ (в основном послания Павла). Наконец, я объясню библейские причины, по которым я не верю, что дух — это личность в тринитарном смысле. Прежде чем начать этот обзор, я скажу пару слов об уникальной возможности, которая есть у библейских унитариев, исследовать учение о святом духе (пневматологию).
Пневматология является передовой областью исследования для унитаристского сообщества. Необходимо проделать большую работу по определению святого духа, помимо исторической смирительной рубашки, навязанной ему каппадокийскими теологами четвертого века [2] , которые заявили, что дух был «Господом, подателем жизни, который исходит от Отца». Они продолжили, заявив: «С Отцом и Сыном он почитаем и прославляем. Он говорил через пророков…» [3] . Примечательно, что прошло почти триста лет, прежде чем личность духа была догматизирована в официальном символе веры. Апостольский символ веры второго века не упоминал дух, а Никейский символ веры начала четвертого века упоминал его почти как запоздалую мысль во фразе «и в Духе Святом». Из этого следует, что личность святого духа не была изначально присуща апостолам, а была разработана позже ревностными, хотя и заблудшими постбиблейскими христианами. В целях данного обзора я не буду вдаваться в сложные философские и теологические построения поздней христианской традиции, а вместо этого ограничу исследование непосредственно библейскими документами.
Дух в Ветхом Завете
Чтобы начать этот обзор, мы начнем с рассмотрения Еврейских Писаний (Ветхого Завета). Еврейское слово, которое чаще всего переводится как «дух», — это ruach. Ниже приведена таблица с перечислением различных английских слов, которые переводятся как ruach , а также их количества в Новой Американской Стандартной Библии (NASB).
воздух 2 злость 1 взрыв 2 дыхание 31 затаивший дыхание 1 прохладный 1 храбрость 1 уныние 1 незащищенный 1 горе 1 сердце 1 вдохновленный 1 разум 3 мотивы 1 точки 1 сторона 4 стороны 2 Дух 76 дух 127 духи 3 сила 1 характер 2 мысли 1 заслуживающий доверия 1 ветер 98 ветры 7 ветрено 2 гнев 1 Руах — довольно гибкое слово, охватывающее значения: дух, ветер, дыхание и даже вопросы разума и эмоций. Все эти слова обозначают нечто невидимое и необъяснимое. Вот как определяется святой дух в двух стандартных библейских словарях и одним выдающимся библейским ученым:
Словарь иудаизма библейского периода
При использовании в отношении живых существ, ruach относится к сущности жизни и жизненной силы как в людях, так и в животных, которая проявляется через движение и дыхание (Бытие 2:7; 6:17; 7:15; Числа 16:22; Иезекииль 10:17). Так же, как «дух» считался сущностью человеческой жизни, так и аналогично термин «дух» использовался для обозначения присутствия, активности и силы Бога, то есть характеристик, которые демонстрируют, что Бог действительно является «живым Богом» (Второзаконие 5:26; Иисус Навин 3:10; 1 Царств 7:26; Исаия 37:4; Даниил 6:20; Матфей 16:16; Откровение 7:2). [4]
Новый Библейский Словарь В его основе лежит опыт таинственной, устрашающей силы — могущественной невидимой силы ветра, тайны жизненной силы, иной силы, которая преобразует — все руах , все проявления божественной энергии. [5]
Джеймс Данн о Святом Духе Не может быть никаких сомнений в том, что с самых ранних стадий дохристианского иудаизма «дух» ( ruach ) обозначал силу — ужасающую, таинственную силу ветра ( ruach ), дыхания ( ruach ) жизни, экстатического вдохновения (вызванного божественным ruach )… Другими словами, в этом понимании Дух Божий ни в каком смысле не отличается от Бога, но является просто силой Бога, самого Бога, могущественно действующего в природе и на людей. [6]
Рассмотрим следующие случаи использования слова ruach , которые встречаются в еврейской Библии: Дух Божий может быть взят от одного человека и передан другим (Числа 11:17), вдохновлять пророчества (Числа 11:25, 29; 24:2-3; 1 Царств 10:6, 10; 1 Паралипоменон 12:18; 2 Паралипоменон 15:1; 20:14; 24:20; Неемия 9:30; Захария 7:12), быть способом, которым Бог говорит с людьми (2 Царств 23:2), вести кого-то в другое место (3 Царств 18:12), переносить кого-то из одного места в другое (4 Царств 2:16), определяться параллельно с помазанием Яхве (Исаия 61:1 ср. Деяния 10:38), наделять лидеров полномочиями судить/управлять людьми (Судьи 3:10), придают воинственную энергию/уверенность (Судей 6:34; 11:29; 14:6, 19), наделяют сверхъестественной силой (Судей 15:14), вызывают праведный гнев (1 Царств 11:6-7), приносят возрождение/мир (Исаия 32:15), дают Мессии мудрость, понимание, совет, силу, знание, страх перед Яхве и способность судить справедливо (Исаия 11:2; 41:2), наделяют ремесленников мастерством (Исход 31:3; 35:31); и определяются параллельно присутствию Бога (Псалом 139:7). [7]
Каждая из перечисленных функций духа относится к единому Богу, Яхве, в действии. Дух Божий — один из основных способов говорить об участии Бога в Его творении. Большинство ученых сходятся во мнении, как уже отметил Джеймс Данн, что Ветхий Завет не учит буквальному различию между Богом и Его духом. Часто авторы еврейской Библии использовали литературные метафоры, говоря о деяниях Яхве. Например, можно сказать «слово Яхве было ко мне» или «дух Божий сошел на него» или «мир был утвержден Его мудростью». Это способы обращения к всемогущему, трансцендентному Богу в Его образе действия в творении. На самом деле, именно Бог говорил с пророками, Бог наделил силой героев древности и Бог создал мир. Однако эти литературные приемы использовались для сохранения «инаковости» или трансцендентности величайшего мыслимого существа и при этом для создания достаточного пространства для Его имманентности и взаимодействия в нашем мире, не поднимая никаких сложных вопросов. Энтони Баззард полезен, когда пишет:
Энтони Баззард о Святом Духе Если просмотреть стандартные библейские словари, то станет очевидно, что девяносто восемь процентов библейских данных удовлетворяются, если мы определим Дух как Бога в эффективном действии, Бога в общении, Его силу и личность, распространяющие свое влияние, чтобы коснуться творения различными способами... Является ли Дух на самом деле чем-то иным, чем энергия Бога, вдохновляющая людей на совершение необычайных подвигов доблести, наделяющая их особыми художественными навыками или чудесными силами и, в особенности, передающая божественную истину? [8]
Можем ли мы сделать вывод, что дух — это просто безличная сила, своего рода полномочия, данные существам, которым Он благоволит, как батарейный блок? Конечно, нет. Это просто устройство связи, как радиопередатчик, который может отправлять и получать сообщения от Бога? Конечно, нет. Дух Божий — это способ ссылаться на Яхве в действии. Следовательно, критиковать Его дух — это то же самое, что критиковать Самого Бога. Сказать, что дух Божий безличен, — это все равно, что назвать чье-то письменное сообщение безличным. Письмо несет сообщение автора, включая его или ее намерения и эмоции. Конечно, почтовое отправление — это не человек, но это само выражение человека. Человек воспринимает далекого человека как близкого через письмо. Бог настолько свят, что даже самые святые из нас не могут видеть Его лицо и жить (Исход 33:20). До воскресения мы просто не способны наслаждаться Его непосредственным присутствием. Тем не менее, Он жаждет общаться с нами и иметь с нами отношения. Он взаимодействует с нами через Свой дух, Свое слово, Свою силу, Свою мудрость и т. д. Хотя дух Бога глубоко личный, Данн прав, утверждая: «Но Духа как сущности, в каком-либо смысле независимой от Бога, Духа как божественной ипостаси нет » . [9] Таким образом, мы приходим к выводу (относительно пневматологии Ветхого Завета), что дух Бога не является личностью, хотя он очень личный — это само самовыражение Яхве, единого Бога (Второзаконие 4:35, 39; 6:4).
Дух в синоптических Евангелиях (Матфей, Марк и Лука)
Когда переворачиваешь страницу с названием «Новый Завет» и входишь на территорию первой главы Евангелия от Матфея, определения, полученные из Ветхого Завета, не исчезают внезапно. Фактически, в первых трех Евангелиях ссылки на дух Божий очень созвучны тому, что мы уже обнаружили. Святой дух вызвал зарождение жизни в деве Марии (Матфея 1:18, 20; Луки 1:35); Иисус крестит им (Матфея 3:11; Марка 1:8; Луки 3:16); он сошел на Христа во время его крещения (Матфея 3:16; Марка 1:10; Луки 3:22); он побудил Иисуса пойти в пустыню (Матфея 4:1; Марка 1:12; Луки 4:1); он дал ученикам слова, чтобы говорить во время суда (Матфея 10:20; Марка 13:11; Луки 12:12); он позволил Христу провозгласить справедливость (Матфея 12:18); она наделила Мессию силой изгонять бесов (Матфея 12:28); она вдохновила Давида написать псалмы (Матфея 22:43; Марка 12:36); она вызвала пророческие высказывания (Луки 1:41, 67), она была на Симеоне (Луки 2:25), она открывает истину о будущем (Луки 2:26), она наделила силой Иисуса (Луки 4:14) и она дается Отцом тем, кто просит (Луки 11:13).
Дух Божий — это Его влияние, присутствие и сила в работе по осуществлению Его воли во вселенной в целом и среди Его людей в частности. Это наделение полномочиями сделало возможными чудеса, записанные в Еврейских Писаниях, а также в Евангелиях. Например, сам Иисус ясно заявил, что дух Божий наделил его полномочиями изгонять демонов:
Матфея 12:28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов , то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.
Луки 11:20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов , то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.
Это простое уравнение, «дух Божий = перст Божий», чудесным образом подтверждает то, что мы уже нашли — дух — это средство, с помощью которого действует Бог, во многом похожее на тело. Я взаимодействую с миром через свое тело. Бог взаимодействует с миром через Свой дух — как палец. Все, что мог сделать Христос, было результатом помазания Духа Божьего. Петр выразил это так: «Вы знаете Иисуса из Назарета, как Бог Духом Святым и силою помазал Его, и как Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним» (Деяния 10:38). Способность Иисуса исцелять стала возможной благодаря наделяющему силой духу Божьему — Бог был с ним.
В заключение следует сказать, что синоптические Евангелия не содержат существенных изменений по сравнению с тем, что мы уже видели в Ветхом Завете. [10] Иисус видел себя человеком, вдохновленным и наделенным силой Божьего духа. Это позволяло ему говорить от имени Бога и творить чудеса, как и некоторые пророки древности.
Дух в Иоанне
В первой части Евангелия от Иоанна о святом духе говорится как о чем-то, что сходит с небес, чтобы пребывать на Иисусе (Иоанна 1:32-33), как о средстве, посредством которого человек рождается заново (Иоанна 3:5), как о возможности для Христа говорить слова Божьи (Иоанна 3:34), как о способе поклонения Отцу (Иоанна 4:23), как о сущности Бога (Иоанна 4:24), как о подателе жизни (Иоанна 6:63) и как о чем-то, что должны принять ученики (Иоанна 7:39).
Из этих примеров ясно, что сущностный характер и функциональность Божьего духа не изменились. Однако утверждение, сделанное в Иоанна 7:39, кажется, противоречит всему, что мы обнаружили. «Сие же говорил Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен» (Иоанна 7:39). Очевидно, что дух был дан во времена Ветхого Завета, а также в служении Иисуса, о чем свидетельствуют его чудеса и исцеления. Тем не менее, должно быть какое-то существенное различие между духом, доступным до сих пор, и тем, что Иисус сказал в Иоанна 7:39.
Ответы можно найти в главах Евангелия от Иоанна, которые составляют беседу за Тайной Вечерей (Иоанна 13-17). Во время этой беседы за ужином наш Господь объясняет грядущее присутствие параклета ( переводится как параклета, утешитель, помощник или защитник). [11] Иисус описывает следующую цепочку событий: (1) ученик проявляет любовь к Иисусу, соблюдая его заповеди (Иоанна 14:15); (2) Иисус просит Отца послать параклета (Иоанна 14:16; 15:26; 16:7); и (3) он посылает его во имя Иисуса, чтобы он пребывал в верующем вечно (Иоанна 14:16, 26).
Параклет — это «дух истины» (Иоанна 14:17), который научит учеников всему и напомнит им все, что сказал Иисус (Иоанна 14:26), будет свидетельствовать об Иисусе (Иоанна 15:26), будет более полезным для святого, чем присутствие Христа на земле (Иоанна 16:7), обличит мир о грехе, праведности и суде (Иоанна 16:8-11), наставит их на всякую истину, говоря только то, что «он» слышит (Иоанна 16:13), и откроет Христа ученику (Иоанна 16:14-15). Иисус открыл своим ученикам, что эти новые функции духа станут доступны после того, как он вознесется к Отцу. В этом разделе Евангелия от Иоанна происходят некоторые интересные языковые переключения, которые заслуживают нашего внимания. В некоторых случаях Иисус говорит им, что он пошлет параклета; в других он говорит: «Я приду к вам». Примечание ниже:
Помощник (Параклет) придет
Он даст тебе другого помощника, который будет с тобою вовек. 14:16 Помощник же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, Он научит вас 14:26 когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца Моего… 15:26 если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам 16:7 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину 16:13 Иисус придет
Я приду снова и приму тебя к себе. 14:3 Я приду к тебе 14:18 узнаете, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас 14:17 кто любит меня... того возлюблю и явлюсь ему Сама 14:21 кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое… и Мы придем к нему и обитель у него сотворим 14:23 Я ухожу и приду к тебе. 14:28 «еще немного, и вы увидите Меня»; и «потому что Я иду к Отцу». 16:17 Святой дух грядет, и Христос грядет. Как разрешить эту путаницу?
Иоанна 16:12-14 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
Иисус придет к своим ученикам через параклета. Альва Хаффер отмечает: «Работа Духа Христа как Утешителя, Защитника и Помощника была ничем иным, как работой Самого Христа как Утешителя, Защитника и Помощника через эту божественную силу». [12] Именно через параклета Христос и Отец придут и поселятся в святом (даже пока они остаются на небесах). Иисус не находится буквально в каждом члене семьи Божьей, но через дух его разум «проецируется», позволяя ему утешать, открывать истину, помогать во времена искушений и предлагать руководство. Ф. Ф. Брюс выразился так: «Он был с ними недолгое время, но «другой параклет», его alter ego , будет с ними постоянно, и не только с ними, но и в них». [13] Дух, который вдохновлял Иисуса во время его служения на земле, теперь позволит ему присутствовать в его учениках новым выгодным образом.
Дух в остальной части Нового Завета
Только ли у Иоанна дух определяется как Христос, пребывающий в верующих? Как остальная часть Нового Завета говорит о духе? Прежде чем идти дальше и исследовать послания Павла, которые много говорят по этому поводу, необходимо вспомнить главное предсказание Иоанна Крестителя: «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Марка 1:8; Матфея 3:11; Луки 3:16; Иоанна 1:33). Это предсказание было подкреплено Иисусом после того, как он провел сорок дней со своими учениками в своем воскресшем теле.
Деяния 1:4-5 Собрав их, Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
Затем, после нескольких дней ожидания, ученики молились, когда небо внезапно начало издавать странные звуки. В здание ворвался сильный ветер, сопровождаемый языками пламени. Внезапно они оказались в состоянии такого вдохновения, что заговорили на иностранных языках, которых никогда раньше не знали. «Новый» дух, которого обещал Иисус, сошел и дал им слова, которые они говорили. Петр объяснил это событие словами: «быв вознесен десницею Бога и приняв от Отца обетование Святого Духа, Он [Иисус] излил то, что вы видите и слышите» (Деяния 2:32-33). Иисус — раздатчик духа. Он был не только величайшим пророком, чьи слова были вдохновлены духом, он не только был помазан духом, но он также является Господом духа, который крестит своих последователей.
Послания Павла далее развивают связь между вознесенным Иисусом и святым духом. Рассмотрите таблицу ниже, в которой перечислены некоторые места, где Павел говорит о духе и Христе взаимозаменяемо.
Дух пребывает в верующем 1 Коринфянам 3:16; 6:19; 2 Коринфянам 1:22; Ефесянам 2:22 Христос пребывает в верующем 2 Коринфянам 13:5; Галатам 2:20; Колоссянам 1:27 Дух Христа пребывает в верующем Галатам 4:6; Филиппийцам 1:19 Павел свободно переключается между этими фразами, как будто они являются синонимами. Взаимозаменяемость этих терминов легко очевидна в следующих текстах.
Ефесянам 3:14-17 Посему я преклоняю колени мои пред Отцом, от Которого получило имя всякое отечество на небесах и на земле, дабы Он дал вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши …»
Римлянам 8:9-11 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет , тот и не Его. Если же Христос в вас , то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа Иисуса из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
Дух Божий, дух Христа и сам Христос — все это эквивалентные способы сообщения одной и той же сущностной истины. Павел не фокусируется на онтологических и метафизических различиях; скорее, он видит дух в первую очередь в функциональных терминах в опыте христианина. С этой точки зрения дух — это Иисус. Один библейский словарь полезно резюмирует это следующим образом:
Новый Библейский Словарь Дух теперь определенно Дух Христа, другого Советника, который взял на себя роль Иисуса на земле. Это означает, что Иисус теперь присутствует для верующего только в Духе и через Духа, и что знак Духа — это как признание нынешнего статуса Иисуса, так и воспроизведение характера его сыновства и жизни воскресения в верующем. [14]
Опять же, дух — это не личность, а проекция личности — воскресшего Христа — в сердце верующего. Христос — это тот, «кто испытывает внутренности и сердца» (Откровение 2:23). Он — глава тела (Колоссянам 1:18), кто вызывает «рост тела для созидания самого себя в любви» (Ефесянам 4:16). [15] Воскресший Христос всегда с нами (Матфея 28:20) и среди двух или трех, собранных во имя Его (Матфея 18:20). Но в то же время его здесь нет; он восседает одесную Бога (Марка 16:19; Евреям 12:2 и т. д.) на небесах (Ефесянам 1:20; 1 Петра 3:22 и т. д.). Так как же Христос может наслаждаться близостью со своей церковью, даже находясь на небесах? Или, если поставить вопрос по-другому, как он мог открыть себя своим ученикам, чтобы мир его не увидел (Иоанна 14:22)? Христос присутствует через дух. Дух, исходящий от Отца, соединяет Христа с его телом, как нервная система, — давая ему знать, что происходит, и позволяя ему координировать свое тело. Я ощущаю Христа через дух, поэтому для меня дух — это Христос.
Прежде чем углубляться в причины, по которым святой дух не является отдельной «личностью», я завершу наш библейский обзор, предложив определение. Святой дух — это Бог в действии (как мы видели из Ветхого Завета и синоптических Евангелий), а также постоянный помощник (представленный в проповеди Иоанна на Тайной Вечере), распределенный под эгидой Отца вознесенным Мессией, чтобы принести пользу Церкви — его телу — соединяя его с каждым верующим. Таким образом, можно сказать, что «святой дух есть Бог», а также «святой дух есть Христос», хотя технически это ни то, ни другое, поскольку они находятся на небесах, тогда как святой дух находится в народе Божьем. Дух — это просто способ, которым Бог и Христос могут пребывать в церкви и влиять на нее.
На протяжении всего нашего исследования мы сосредоточились на том, чем является святой дух, а не на том, чем он не является. Однако, учитывая тот факт, что так много христианского мира придерживается доктрины Троицы, включая идею о том, что святой дух является отдельной личностью от Отца и Сына, я подумал, что было бы уместно обсудить, почему дух не является «личностью». Давление, направленное на соответствие «ортодоксальной» доктрине личности духа, исходит из множества источников. От интернет-сайтов, ревностно предающих анафеме любого, кто осмеливается отрицать, что дух равен, вечен и един с Отцом и Сыном, до большинства современных переводов Библии, которые постоянно переводят местоимения среднего рода, такие как «which» и «it», как «who» и «he», до моего собственного текстового процессора, который сердито подчеркивает заглавные буквы «святой дух» неровными красными электронными чернилами. Тем не менее, несмотря на давление, оказываемое с целью соответствия тринитарному пониманию святого духа, существует несколько довольно разрушительных причин, по которым дух не является отдельной «личностью». [16]
Святой Дух не имеет имени
В Библии имя человека значило больше, чем то, что люди говорили, чтобы привлечь чье-то внимание. Скорее, имя человека заключало в себе все, что олицетворял человек. Значение имени человека отражало его или ее природу. Например, собственное имя Бога, Яхве, происходит от еврейского глагола «быть». Высказывания «Я есмь Сущий» и «[Он] Который был, есть и грядет» отражают значение Его имени (Исход 3:14; Откровение 4:8). Быть Яхве — значит быть существующим — тем, кто всегда рядом. Имя Иисуса означает «Яхве есть спасение», что имеет смысл, если задуматься о том, что Иисус был средством спасения Яхве для всего человечества. Рассмотрим утверждение об Иисусе: «Ибо нет другого имени под небом… которым надлежало бы нам спастись» (Деяния 4:12). Однако святому духу не дано собственного имени. Это поразительно, если святой дух действительно был «личностью», равной Отцу и Сыну, но отличной от них. Фактически, в библейской культуре вычеркивание имени из записей было одним из самых суровых наказаний. Трудно представить, почему «Бог Святой Дух» не стал открывать «свое» имя, когда Отец и Сын, безусловно, это сделали.
Святой Дух никогда не посылает приветствия
В начале каждого из тринадцати посланий, написанных Павлом, первые несколько стихов включают некоторые вариации следующего благословения: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». [17] Эта последовательность примечательна. Павел доставляет своим читателям благодать и мир от Бога и Иисуса, но никогда от святого духа. Если бы дух был личностью, отличной от Отца и Сына, то почему «он» никогда не посылает благодать и мир? Кроме того, послание Иакова начинается со слов «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа…». По-видимому, Иаков считает себя пожизненным рабом Отца и Сына, но о святом духе не упоминается. Более того, первое послание Иоанна начинается со следующего утверждения об общении: «…наше общение — с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом» (1 Иоанна 1:3). Опять же, было бы бессмысленно исключать святого духа из общения с верующими, если бы он был независимой личностью от Отца и Сына.
Святой Дух принадлежит Богу
Фраза «дух Божий» встречается в Новом Завете двенадцать раз, не считая вариаций. [18] В греческом языке фраза «of God» — это одно слово, theou, которое стоит в родительном падеже. Это притяжательный падеж, который можно перевести на английский язык с помощью предлога «of» или апострофа и обозначения «s». Например, если Spot — собака Грейс, то Spot — собака Грейс, а Грейс — хозяйка Spot. Так же и с духом. Это дух Божий, а Яхве — источник и владелец духа. Он идет туда, куда Он его посылает, и делает то, что Он хочет, чтобы он делал. Дух не независим от Бога, но он является Его влиянием и присутствием. Например, Павел спрашивает: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божиих мыслей никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Коринфянам 2:11).
Святому Духу никогда не молятся
Иисус дал четкие указания о молитве в Нагорной проповеди, а затем снова на Тайной вечере. Он всегда наставлял своих учеников молиться Отцу. Затем, на Тайной вечере, он сказал им молиться Отцу во имя Иисуса Христа. Это особенно примечательно, поскольку пришествие святого духа было одной из тем, которые он подробно обсуждал в Иоанна 13-17. Почему бы не попросить духа напрямую войти в нового верующего? Вместо этого Иисус говорит: «… если чего попросите у Отца во имя Мое, даст вам» (Иоанна 16:23) и «… а если пойду, то пошлю Его [помощника] к вам» (Иоанна 16:7). Более того, Иоанн Креститель пророчествовал, что после него придет тот, кто будет крестить святым духом (Матфея 3:11; Марка 1:8; Луки 3:16; Иоанна 1:33). Это исполнилось в день Пятидесятницы, когда Иисус излил то, что люди видели и слышали — святого духа (Деяния 2:33). Если дух был личностью, то почему он не имеет права голоса относительно своего собственного послания? Цепочка событий ясна: новообращенный или евангелист молится Богу во имя Иисуса, чтобы получить дух, а затем Иисус крестит нового верующего в духе, который исходит от Бога.
Святой Дух исключен из ключевых отрывков
Иисус подтвердил освященное веками вероучение еврейского народа, когда он заявил: «…Слушай, Израиль! Господь, Бог наш, Господь един есть; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Марка 12:28-29). Где святой дух в этом утверждении вероучения? Почему Иисус не добавил святой дух, когда цитировал его? Когда Иисус ходил по этой земле, у него было невероятное единство со своим Отцом (Иоанна 10:30). Он жил в состоянии постоянного общения, всегда совершая дела, [19] повинуясь воле [20] и произнося слова [21] своего Отца. Фактически, несколько раз Бог говорил с Иисусом вслух, и другие слышали, что Он говорил (Луки 3:22; Марка 9:7; Иоанна 12:28). Иисус выразил единство, которым он наслаждался с Отцом, в следующих словах: «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Матфея 11:27). Никто на самом деле не знает Сына, кроме Отца. Никто на самом деле не знает Отца, кроме Сына. Никто не может знать Отца, если Сын не откроет Его. Эти слова выражают большую долю исключительности. Почему святой дух опущен? Почему Иисус также не наслаждается единством с третьим лицом Троицы, как он наслаждается единством с Отцом?
В Елеонской проповеди Иисус объяснил, что произойдет непосредственно перед наступлением Царства (Матфея 24; Марка 13; Луки 21). После того, как он сказал своим ученикам, что они должны знать, когда конец близок, он поясняет: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, а только Отец один» (Матфея 24:36). Очевидно, что в сознании Иисуса потенциальные существа, которые могут иметь знание о конце времен, включают людей, ангелов, его самого и Отца. Почему только Отец знает, когда наступит конец? Если святой дух тоже был Богом, почему он дважды опущен (один раз от тех, кто потенциально мог бы знать, но не знает; и один раз от тех, кто знает)?
У нескольких пророков были видения Яхве на Его престоле (3 Царств 22:19; Исаия 6:1; Иезекииль 1:26; Даниил 7:9; Откровение 4:2). Иисусу был обещан престол Давида (Лука 1:32). До тех пор он восседает с Отцом на Его престоле (Откровение 3:21). А как насчет престола святого духа? Почему святой дух исключен, если он тоже был Богом? Конечно, есть и другие причины, по которым тринитарное понимание святого духа не имеет смысла, но эти, на мой взгляд, пять самых веских. Прежде чем завершить наше исследование, мы должны сначала разобраться с наиболее распространенными причинами, приводимыми для веры в личность духа.
А как насчет всех этих личных местоимений в Евангелии от Иоанна 14–16?
Почти все современные переводы приняли стандарт использования личных местоимений (например, «он» и «его») в отношении святого духа. Это необычно, потому что слово «дух» или pneuma в греческом языке является средним родом, и местоимения, используемые в Библии, также являются средними (например, it и which). Хотя часто бывает так, что мужские и женские греческие местоимения переводятся на английский язык как «it» или «which», средние слова в греческом языке практически никогда не переводятся на английский язык с использованием личных местоимений, за исключением случаев, когда речь идет о духе. Этот двойной стандарт должен сразу же привлечь наше внимание как потенциальная область предвзятости в переводе. Джейсон Бедан проницательно объясняет этот вопрос следующим образом:
Джейсон Бедан о переводе греческого рода на английский язык Теперь оказывается, что как «мужские», так и «женские» греческие существительные могут использоваться для безличных вещей, а также для лиц. Но «средние» существительные используются только для безличных вещей, таких как объекты, животные, силы, абстрактные принципы и так далее. То же самое справедливо для «мужских», «женских» и «средних» местоимений… Но даже несмотря на то, что «личная» категория в греческом языке больше, чем в английском, «Святой Дух» упоминается «средним» существительным в греческом языке. Следовательно, о нем никогда не говорят с личными местоимениями в греческом языке. Это «который», а не «кто». Это «оно», а не «он». Таким образом, это тот случай, когда становится ясна важность принципа следования первичному, обычному, общепризнанному значению греческого языка при переводе. Взять слово, которое везде переводится как «which» или «that», и произвольно изменить его на «who» или «whom», когда оно используется по отношению к «святому духу», — это своего рода особое ходатайство. Другими словами, это предвзятый способ перевода. И поскольку это произвольное изменение не может быть оправдано лингвистически, оно также неточно. [22]
Однако слово parakletos (утешитель, помощник и т. д.) в речи Иисуса на Тайной Вечере в греческом языке мужского рода. Тем не менее, грамматический род полностью отличается от полового. Например, в греческом языке слово «город» женского рода, а слово «сокровище» мужского рода. В результате, когда в Новом Завете говорится о городе, используются женские местоимения, а когда сокровище представлено местоимениями, используются мужские. Как это переводится на английский язык?
Женское местоимение, переведенное как средний род «И приблизившись, увидел город [женский род] и заплакал о нем [женский род]» (Луки 19:41).
Слово, переведенное на английский язык как «it», буквально является греческим словом, означающим «her». Тем не менее, переводчики все равно использовали безличное местоимение, потому что так устроен английский язык.
Местоимение мужского рода, переведенное как средний род «Царство Небесное подобно сокровищу [мужской род], скрытому в поле, которое [мужской род] нашел человек…» (Матфея 13:44).
Почему слово «which» не переводится как «who», если оно мужского рода? Это потому, что в английском языке мы никогда не обозначаем нелиц мужскими и женскими местоимениями, если только не используется фигура речи, называемая олицетворением. Например, корабли и автомобили иногда представляются в английском языке женскими местоимениями, но все понимают, что это безличные объекты.
Таким образом, грамматический род слова не подразумевает автоматически половой род. [23] Если бы это было так, то можно было бы запутаться в роде святого духа. В еврейском языке ruach — женский род, в греческом pneuma — средний род, а parakletos — мужской. Если бы грамматический род подразумевал половой род, какие местоимения мы бы использовали: «она», «оно» или «он»? Единственный способ определить, как переводить местоимения, — это основываться на убеждении переводчика относительно того, является ли рассматриваемое слово личностью. Этот процесс прекрасно работает в большинстве случаев, за исключением случаев, когда теологическая предвзятость переводчиков диктует личность. В этих случаях («слово» в Иоанна 1:1-3 и «святой дух» во всем Новом Завете) переводчики нарушают собственную последовательность и навязывают свою теологическую предвзятость, не оставляя даже сноски. Затем честные исследователи Библии видят, что в отношении духа используются местоимения мужского рода с заглавными буквами — столь же предвзятая выдумка — и затем утверждают из-за этого, что дух — это личность. Результатом является круговое рассуждение.
Слово «дух» среднего рода; поэтому местоимения, относящиеся к «духу», следует переводить соответственно как «он», «который» и т. д. Если бы современные переводчики следовали этому стандарту, не было бы никаких вопросов о святом духе (по крайней мере, пока читатель не обратится к Иоанна 14:16, где parakletos (помощник) мужского рода и, таким образом, может упоминаться с мужскими местоимениями). Все зависит от того, считает ли переводчик paraklete человеком, но это скорее теологический, чем грамматический вопрос. Тем не менее, несколько раз в контексте эти два слова используются взаимозаменяемо. Это имеет существенное значение для этого вопроса.
Иоанна 14:16-17 …И даст вам другого помощника , да пребудет с вами вовек, который есть Дух истины , Которого мир не может принять…
Иоанна 14:25-26 Это сказал Я вам, пребывая с вами. Утешитель же , Дух Святый , Которого пошлет Отец во имя Мое…
Иоанна 15:26 Когда же приидет Утешитель , Которого Я пошлю вам от Отца, Который есть Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне.
Иоанна 16:13 Еще имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он , Дух истины , то наставит вас на всякую истину…
Помощник — святой дух (или дух истины). Поскольку pneuma, слово, переведенное как «дух», среднего рода, грамматически ясно, что дух не является личностью. Более того, если в других шестидесяти пяти книгах Библии дух не является личностью (и помощник приравнивается к духу), то мы должны заключить, что помощник (хотя и представлен существительным мужского рода и местоимениями мужского рода) также должен быть переведен как средний род. Единственным разумным исключением будет использование олицетворения. [24]
А как насчет фразы «Святой Дух говорит»?
Несколько текстов использовались для поддержки веры в то, что святой дух является личностью, потому что святой дух говорит (2 Царств 23:2; Матфея 22:43; Марка 12:36; Деяния 1:16; 28:25; Евреям 3:7; 9:8). Хотя общение (т. е. высказывание мыслей), безусловно, является признаком личности, это не обязательно относится к этим текстам, потому что дух — это способ говорить о Боге в действии. Петр выразил это так: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петра 1:21). Бог говорит через святого духа; это не только Его перст, но и Его уста. Вот как мы получили Писания. Они были результатом вдохновения Богом писателя через Его дух, слово и мудрость.
Хорошо известно, что евреи регулярно использовали другие слова, чтобы не произносить имя Бога. Например, «небо», [25] «благословенный», [26] «святой», [27] «Господь» [28] и т. д. — это способы обращения к Яхве без произнесения Его имени. Подобным же образом фразы «слово Божие», «дух Божий», «дыхание Божие», «мудрость Божья», «слава Божья» и «сила Божья» являются иносказаниями для обозначения деятельности Бога в мире. Данн снова полезен здесь:
Джеймс Данн о «Святом Духе» Что касается раввинской формулы («Святой Дух говорит»), является ли она чем-то большим, чем то, что мы могли бы назвать литературной гипостазацией? — то есть привычкой языка, которая посредством использования и привычки развивает то, что является лишь кажущимся различием между Яхве и одним из этих слов и фраз, использовавшихся ранее для описания его деятельности по отношению к людям (здесь, в частности, во вдохновляющем писании). Имеем ли мы во всех этих случаях что-то большее, чем персонификацию, литературный (или словесный) прием, чтобы говорить о действии Бога, не вовлекаясь каждый раз в более сложное описание того, как трансцендентный Бог может вмешиваться на земле? — другими словами, просто полезный стенографический прием («Дух Божий», «слава Божья» и т. д.), который может как выразить характер имманентности Бога в конкретном случае, так и одновременно защитить его трансцендентность без лишних хлопот. [29]
А как насчет заступничества Святого Духа?
Следующий текст цитируется в попытке доказать, что святой дух — это личность:
Римлянам 8:26-27 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, как молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными; и Испытующий сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.
Джозеф Тайер читает этот текст следующим образом:
Джозеф Тайер о Римлянам 8:26 Римлянам 8:26 означает, как показывает весь контекст, не что иное, как следующее: «хотя мы не имеем совершенно определенного представления о том, чего желаем, и не можем выразить это надлежащим языком в нашей молитве, а только раскрываем это нечленораздельными воздыханиями, тем не менее, Бог принимает эти воздыхания как угодные молитвы, поскольку они исходят от души, полной Святого Духа». [30]
Другой возможный способ понять этот текст — помнить, что дух используется взаимозаменяемо с Христом (ср. Римлянам 8:9-11). Если это так, то Христос — тот, кто ходатайствует за нас. Эта интерпретация набирает обороты, как только мы осознаем, что несколькими стихами позже Христос назван тем, «кто и ходатайствует за нас» (Римлянам 8:34). Совсем неудивительно видеть здесь размытие категорий; это обычное явление в посланиях Павла.
А как насчет хулы на Святого Духа?
Иногда люди утверждают, что отрицание личности святого духа является непростительным грехом хулы на дух. Чтобы докопаться до сути вопроса, мы должны вспомнить контекст замечаний Иисуса о хуле на духа святого. Христом был исцелен демонизированный человек, а фарисеи обвинили Иисуса в изгнании бесов Вельзевулом, князем бесов. Христос указал на абсурдность «сатаны, изгоняющего сатану», а затем признался, что он изгонял бесов Духом Божьим. Затем он сделал заявление: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матфея 12:32). Хула на духа святого — это наблюдение за Богом в действии через Его Мессию-человека и заявление о том, что источник его силы был демоническим, а не божественным. По сути, они называли Бога князем демонов. Такого рода нераскаянное, жестокосердное, преднамеренное богохульство против Бога, действующего в Его Мессии, непростительно.
Заключение
Я стремился выполнить две задачи: определить святой дух из Писания и объяснить, почему традиционная доктрина не выдерживает критики. Проконсультировавшись как с Ветхим, так и с Новым Заветом, мы обнаружили, что святой дух — это способ говорить о Боге и Иисусе в действии, особенно в церкви. Хотя дух не является личностью, отличной от Отца и Сына, он, безусловно, очень личный. Если библейских свидетельств о личности духа так мало, почему так много людей верят в него сегодня? BeDuhn объясняет, что произошло:
Джейсон Бедан о теологии, влияющей на перевод Позднее христианская теология также применила технический статус «личности» к Святому Духу, что привело к тому, что современные переводчики и читатели стали думать о Святом Духе в человеческих терминах как о «кто», даже «он», а не как о «оно», которое превосходит человеческие меры личности. [31]
Как мы видели, почти все современные переводы продолжают традицию теологической предвзятости в этом вопросе. По иронии судьбы, переводчики на самом деле пытались почтить дух как Бога и помочь людям «правильно» понимать Писание. Однако, что более достойно — изменить значение кого-то/чего-то или представить его таким, какой он есть на самом деле? Конечно, если Библия недвусмысленно учит, что дух — это личность, то Богу не нужна помощь переводчиков, чтобы учить этой доктрине, подправляя местоимения в пользу ортодоксальности. Настало время для нового пересмотра этого вопроса. Люди заслуживают знать на самом деле, кем на самом деле являются Бог, Его Сын и святой дух.
[1] Чтобы загрузить аудиоверсию этой статьи или получить доступ к другим презентациям семинара «Единый Бог», посетите christianmonotheism.com
[2] Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин
[10] Возможным исключением может быть предзнаменование, продемонстрированное путем замены духа (Марка 13:11) для самого Иисуса (Луки 21:14-15).
[11] Parakletos встречается 5 раз в Новом Завете (Иоанна 14:16, 26; 15:26; 16:7; 1 Иоанна 2:1). Слово буквально означает кого-то или что-то, призванное рядом, т. е. помощника, защитника и т. д.
[15] Утверждение, что Христос-голова не общается с телом и не управляет им, подразумевает, что он парализован.
[16] Согласно Троице, личность означает индивидуума или разум (эмоции, интеллект и воля). Личность не означает человеческое существо. Бог Отец — личность. Иисус — личность.
[23] Мы уже отметили, что если греческое слово среднего рода, то это отражается и в английском языке, и к слову следует применять безличные местоимения.
[24] Олицетворение не было бы чем-то необычным, поскольку этот прием часто используется для выражения истины в Писании (например, мудрость олицетворяется как женщина в Притчах 8). Также обратите внимание, что сам Иисус сказал: «Это Я сказал вам образным языком…» (Иоанна 16:25).
[25] Матфея 19:23-24; Марка 11:30; Луки 15:18, 21
[26] Марка 14:61; 1 Тимофею 6:15
[27] 4 Царств 19:22; Иов 6:10; 1 Иоанна 2:20
[28] Практически каждая цитата из Ветхого Завета, в которой появляется слово «Яхве», переводится как «Господь» ( куриос).