Слово «личность» имеет несколько значений. В обычном разговоре оно означает просто человеческое существо. Однако в теологической терминологии (благодаря Никейскому собору в 325 г. н. э.) «личность» означает существо, обладающее разумом (независимым сознанием). Согласно этому определению, Бог является личностью, потому что Он (обратите внимание на личное местоимение) думает, действует и чувствует, демонстрируя свою уникальную личность. Тем не менее, Троица утверждает, что в одном Боге есть три лица. Таким образом, каждое лицо — Отец, Сын и Святой Дух — независимы в разуме, но считаются разделяющими одну и ту же сущность (т. е. все они считаются полностью Богом).
«Еврейская Библия и Новый Завет содержат более двадцати тысяч местоимений и глаголов, описывающих Единого Бога».* [1] Чтобы понять это утверждение, возможно, краткий урок грамматики прояснит его. Личные местоимения — это те короткие слова, которые используются для обозначения человека, а не для повторения его или ее имени. Существуют как единственное, так и множественное число личных местоимений. К множественному числу личных местоимений относятся: we, us, our, ours, they, them, their и theirs. К единственному числу личных местоимений относятся: I, me, my, he, him, his, she, her и hers. Возвращаясь к Библии: Бог упоминается словами «он», «его» и «его» тысячи раз. Например, возможно, самый известный стих во всей Библии — Иоанна 3:16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного…». Обратите внимание на тип личных местоимений, используемых для Бога — «он» и «его». Эти местоимения имеют единственное число; Таким образом, Бог — единственная личность (т.е. Он один). Если бы Бог был Троицей (тремя личностями), то Иоанна 3:16 следовало бы читать: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдали Сына Своего Единородного…». Таким образом, тот простой факт, что Бог всегда** упоминается личными местоимениями единственного числа, является веским доказательством того, что Бог — единственная личность!
Это именно то, чего можно было бы ожидать, если бы центральный символ веры Иисуса (Шма) воспринимался серьезно: «Слушай, Израиль: Господь, Бог твой, Господь един есть» (Втор. 6:4; Марк 12:29). Яхве находится в своем классе (Втор. 4:35, 39; Ис. 45:5 и 6). Нет никого, кто даже приблизился бы к Нему — Ему нет равных. Он один — несотворенный, и Он один заслуживает всего нашего поклонения (Матфея 4:10; Луки 4:8; Иоанна 4:23 и 24).
В Библии есть четыре текста «мы» (Бытие 1.26; 3.22; 11.7; Исаия 6.8). Это стихи, в которых Бог использует местоимение множественного числа, когда говорит о чем-то, что Он сделает. Наиболее распространенный пример этого явления приведен ниже.
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему»… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1.26-27)
Традиционное понимание заключается в том, что эти места доказывают, что Бог состоит из множества лиц (Отца, Сына и Святого Духа), которые совещаются вместе, чтобы действовать. Эта точка зрения, хотя и популярна, не является единственной интерпретацией, которая имеет смысл. Чтобы пролить свет на это, мы рассмотрим несколько случаев, когда люди видели видения Бога.
Исаия видел Бога, сидящего на престоле, с краем Его ризы, наполняющим храм славой. Однако Яхве был не один; Его сопровождало нераскрытое число серафимов.
«В первый год по смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Над Ним стояли серафимы, у каждого из которых по шести крыл: двумя закрывал он лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его» (Исаия 6.1-3).
Исаия сразу же осознал свою собственную нечистоту и грех своего народа. Один серафим прилетел и очистил Исаию огненным углем. Затем, как будто Исаии вообще не было, Бог задает вопрос: «Кого Мне послать, и кто пойдет для Нас?» Исаия оживляется и смело заявляет: «Вот я. Пошли меня!» Богу нужен был человек, который мог бы возвестить Его слово народу Израиля. Серафимы являются частью Его воинства, и поэтому Бог послал Исаию для Него, а серафима — быть Его назначенным пророком на земле.
Много лет спустя после Исайи пророк Иезекииль увидел Бога (вскоре после того, как многие из народа Иудеи были изгнаны Навуходоносором) (Иезекиль 1.1-3). Его видение Бога является одним из самых странных во всей Библии. Фактически, первая глава Иезекииля читается как научно-фантастический роман. Глава изобилует словами «подобный», «напоминающий» и «внешний вид», когда он рассказывает читателю о том, что он видел. Он увидел Бога, охваченного пламенем (Иезекиль 1.26-27), сидящего на престоле, расположенном на кристаллической поверхности (Иезекиль 1.22), который несли четыре херувима (Иезекиль 1.5; 10.15,20). Эти четыре херувима несут Бога туда, куда Его дух ведет их.
Вскоре после видения Иезекииля Даниил увидел Бога, когда жил в Вавилоне. После видения четырех больших зверей, выходящих из моря, и небольшого рога Даниил увидел Ветхого днями, сидящего на престоле Своем.
«Я продолжал смотреть, доколе не были поставлены престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние Его было как белый снег, и волосы главы Его как чистая волна. Престол Его пылал пламенем, колеса его горели огнем. Огненная река выходила и выходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему, и мириады мириадов стояли перед Ним; суд сидел, и книги были раскрыты» (Даниил 7.9-10).
Обратите внимание, что Бог снова не изображен один. Его сопровождают мириады мириад или, как говорится в KJV, «десять тысяч раз по десять тысяч стояли перед ним». Это удивительно — миллионы небесных существ окружают престол верховного Судьи, когда он выносит вердикт небольшому рогу.
Последний библейский пророк Иоанн видел Бога, сидящего на небесном престоле (Откровение 4.1-11). В этом случае есть ряд концентрических существ, описанных от самых близких к самым дальним. Внутренний круг вокруг престола состоит из четырех существ (возможно, херувимов из видения Иезекииля). За четырьмя существами находятся двадцать четыре старца, сидящих на своих престолах. Наконец, внешний круг состоит из мириадов ангелов (Откровение 5.11; 7.11). Бог окружен небесными существами, о которых очень мало сказано в Писании. Другие тексты, которые показывают, что Бога сопровождают небесные существа, включают Иов 1.6; 2.1; Псалом 89.6-7; 103.19-20; Зах. 6.5; 1 Тим. 5.21.
Один случай чудесным образом объединяет все это и эффективно объясняет уровень и метод взаимодействия Бога с Его небесным воинством. В эпизоде участвует пророк по имени Михей, который видел Бога. Однако, прежде чем перейти к этому, небольшая предыстория может оказаться полезной. Царь Израиля, нечестивый человек по имени Ахав, хотел пойти войной на Сирию (Арам), чтобы вернуть некоторые утраченные территории, но он хотел получить помощь от царя Иудеи, праведника по имени Иосафат. Таким образом, Ахав послал за Иосафатом, и пока они сидели бок о бок, готовясь идти на войну, Иосафат сказал: «Я такой же, как ты, мой народ, как твой народ, мои кони, как твои кони. Пожалуйста, спроси прежде слова Яхве» (3 Царств 22:4-5).
Тогда около четырехсот пророков начали пророчествовать перед двумя царями, говоря: «Идите, ибо Господь предаст его в руку царя». Тем не менее, Иосафат не был впечатлен этими лжепророками (вероятно, пророками Ваала) и сказал: «Нет ли здесь еще пророка Яхве, чтобы нам вопросить его?» Ахав ответил с презрением: «Есть еще один человек, чрез которого мы можем вопросить Яхве, но я ненавижу его, потому что он не пророчествует обо мне доброго, а только худое. Это Михей , сын Иемвлая». Поэтому Ахав послал за Михеем. Когда посланник царя пришел к нему, он сказал: «Вот, слова пророков всегда благоприятны царю. Пожалуйста, пусть твое слово будет как слово одного из них, и говори благосклонно». Это давление было оказано на Михея, чтобы царь Израиля мог сохранить лицо перед царем Иудейским. Однако Михей ответил с убеждением: «Жив Господь! что скажет мне Господь, то и изреку».
Когда Михей предстал перед царями, его попросили пророчествовать, и он саркастически ответил: «Иди и преуспей, и Яхве предаст его в руку царя». Ахав заставил Михея поклясться говорить только правду во имя Яхве, поэтому Михей ответил: «Я видел всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря. И сказал Яхве: «Нет у них господина; пусть каждый из них с миром возвратится в дом свой». Это пророчество расстроило Ахава (хотя он и просил об этом), и он сказал Иосафату: «Не говорил ли я тебе, что он не пророчествует обо мне доброго, а только худое?» Затем Михей продолжил свое пророчество:
«Михей сказал: «Итак выслушайте слово Яхве. Я видел Яхве, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло по правую и по левую сторону Его. И сказал Яхве: «кто соблазнит Ахава, царя Израильского, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском?» И один говорил одно, а другой другое. И выступил один дух и стал пред Яхве и сказал: «я соблазню его». И сказал ему Яхве: «как?» Он сказал: «я пойду и сделаюсь духом лжи в устах всех пророков его». И сказал Он: «ты соблазнишь его и одолеешь; пойди и сделай так». Итак, вот, Яхве вложил духа лжи в уста сих пророков твоих, ибо Господь изрек о тебе беду» (2 Паралипоменон 18:18-22).
Это замечательное пророчество. Михей увидел престол Всемогущего, окруженный Его царственными слугами — духовными существами (ангелами). Бог знал, что Он хотел сделать, но Он не планировал заранее, как это должно быть сделано. Он оставил это открытым для обсуждения. Ангелам была дана возможность сказать то или иное, и когда один из них пришел с планом подтвердить высокомерие Ахава устами его четырехсот пророков; Бог одобрил и послал его выполнить задачу.
Бог не властный Лидер. Он вовлекает других в Свои решения. То, что Он выполнит работу, не является вопросом, но то, как это будет сделано, остается открытым. У всех нас, вероятно, был неприятный опыт работы на человека, который думал, что может сделать все сам, и не позволял другим делать работу. Начальник с таким контролирующим отношением показывает отсутствие признательности к тем, кто находится под его или ее началом. Бог не такой. Он не просто делает все Сам. Есть некоторые вещи, такие как сотворение вселенной, в которых Он действовал в одиночку (Исаия 44:24; 45:18). Тем не менее, даже в этой ситуации ангелы были там, образуя хор, чтобы петь от радости, пока Бог работал (Иов 38:6). Однако, вероятно, что в большинстве случаев, когда Бог действует, Он дает другим возможность участвовать. Рассмотрим первый стих Откровения: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре, и Он послал и сообщил оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну». Здесь очевидна цепочка общения. Бог является источником, который поручил Иисусу задачу дать это откровение Иоанну, но Иисус делает это через своего ангела. Бог мог бы легко просто поговорить напрямую с Иоанном, но это оставило бы других вне круга. Бог заботится о Своих небесных спутниках и действует через них и с ними, чтобы исполнить Свою совершенную волю.
Какое отношение все это имеет к текстам «нас» — Бытие 1.26, 3.22 или 11.7? В первом случае Бог каким-то образом вовлекает небесных существ в создание человека, во втором случае говорится о том, что Бог и Его ангелы обладают знанием как добра, так и зла, а в последнем говорится о том, что Бог и Его ангелы спускаются в башню, чтобы смешать там языки. Таким образом, Бог — это не множественность, а одна личность — Отец (Иоанна 17.3), который действует не в вакууме, а в согласии со Своими духовными существами. Он может сказать «нас», если захочет, простым образом, имея в виду как Себя, так и кого-то другого, кроме Себя — ангелов. Какой удивительный Бог, который демонстрирует Свой совершенный характер даже через Свой стиль руководства.
Ниже я процитировал заметку из NET Bible, в которой рассматриваются различные теории, обычно выдвигаемые для толкования Бытия 1.26. Что заслуживает внимания, так это невероятная честность переводчиков, которые, хотя и являются тринитариями в теологии, не навязывают свою теологическую веру местоимению множественного числа.
Множественное число глагола было предметом многочисленных дискуссий на протяжении многих лет, и неудивительно, что было выдвинуто несколько предложений. Многие христианские теологи интерпретируют это как ранний намек на множественность в Божестве, но эта точка зрения навязывает древним текстам более поздние тринитарные концепции. Некоторые предполагают, что множественное число глагола указывает на величие, но множественное число величества не используется с глаголами. К. Вестерман (Бытие, 1:145) выступает здесь за множественное число слова «обдумывание», но предложенные им примеры такого использования (2 Царств 24:14; Исаия 6:8) на самом деле не подтверждают его теорию. Во 2 Царств 24:14 Давид использует множественное число как представитель всего Израиля, а в Исаии 6:8 Господь говорит от имени своего небесного суда. В древнеизраильском контексте множественное число наиболее естественно понимается как относящееся к Богу и его небесному суду (см. 3 Цар. 22:19-22; Иов. 1:6-12; 2:1-6; Ис. 6:1-8). (Наиболее известные члены этого суда — посланники Бога или ангелы. В Быт. 3:5 змей может называть эту группу «богами/божественными существами». См. примечание к слову «зло» в 3:5.) Если это так, то Бог приглашает небесный суд принять участие в сотворении человечества (возможно, в роли возносящего хвалу, см. Иов. 38:7), но он сам является тем, кто совершает фактическую творческую работу (ст. 27). Конечно, эта точка зрения предполагает, что члены небесного суда каким-то образом обладают божественным «образом». Поскольку образ тесно связан с правлением, возможно, они разделяют божественный образ в том, что они, вместе с Богом и под его царской властью, являются исполнительной властью над миром. [2]
Запись в Учебной Библии NIV прекрасно подтверждает эту концепцию, когда говорит:
1.26 нас … наш … наш . Бог говорит как Царь-Творец, объявляя о своей венчающей работе членам своего небесного двора (см. 3.22; 11.7; Ис. 6.8; см. также 3 Царств 22.19-23; Иов 15.8; Иер. 23.18).
Учитывая все это, я бы предположил, что «нас» относится к Богу в отношении его небесного суда. Понимание текстов «нас» таким образом никоим образом не вредит массивным доказательствам от местоимений единственного числа, но при этом удовлетворительно объясняет стихи в их контексте.