Из курса изучения Библии по систематической теологии, представленного конференцией штата Миннесота. Эти уроки адаптированы из книги «Систематическая теология» Альвы Г. Хаффера
Восхищение Церкви до начала скорби — правда или ловушка?
Никто из нас не может утверждать, что избежал всех многочисленных доктринальных ловушек, которые сатана расставляет для неосторожных или необразованных. Я много лет был «искренним» верующим в Троицу, но длительное изучение изменило все. Я также был «искренним» хранителем субботы, пока не понял, что Павел учил иначе (Кол. 2:16-17).
Многие искренние проповедники попались в ловушку замечательной идеи, которая сейчас широко распространяется в Америке, что за семь лет до того, как Иисус придет, чтобы установить Царство Божье на земле, он придет тихо и тайно, чтобы забрать верующих на небеса. Это событие оставит самолеты без пилотов и заставит беспилотные автомобили съехать с шоссе.
Немногие знают, что ведущие теологи, среди которых были и ведущие представители премилленаризма, сочли необходимым написать целые книги в опровержение фантастической теории второго и третьего пришествия Иисуса. « Благословенная надежда » Джорджа Лэдда, «Приближающееся пришествие Христа» Александра Риза и «Церковь и скорбь » Роберта Гандри являются классикой в области эсхатологии и должны быть изучены теми, кто ищет Истину Библии.
Нет никаких библейских доказательств восхищения до начала Великой скорби
В Новом Завете нет текста, который бы поддерживал идею о том, что Иисус вернется в два этапа, разделенных семью годами. Это учение неизвестно в теологии до 1830-х годов, где оно было выдвинуто членами небольшой конфессии под названием «Братья» в Англии. Однако обратите внимание, что многие ведущие братья не согласились с новым открытием и осудили доктрину как небиблейскую.
Вердикт Кэмпбелла Моргана, ведущего лондонского евангельского проповедника, имеет значение. Его учили верить в двойное второе пришествие, один раз для церкви, а затем с церковью, но последующее изучение теории изменило его мнение. Письмо, опубликованное в Christianity Today (31 августа 1959 г.), рассказывает историю:
«Во время пасторства в Бостоне мне посчастливилось посетить курс лекций, который читал доктор Морган в колледже Гордон. В конце одного из занятий я рискнул спросить его: «После вашего длительного изучения и обширного толкования Библии, доктор Морган, находите ли вы какие-либо основания для различия, которое многие учителя Библии проводят между вторым пришествием Господа для Своих (Восхищением) и пришествием Господа со Своими (Откровением) с временным промежутком в 3,5 или 7 лет между этими двумя событиями?» «''Категорически нет!'' ответил доктор Морган. ''Я очень хорошо знаю эту точку зрения, поскольку в ранние годы моего служения я учил ей и включил ее в одну из своих книг под названием '' Метод Бога с Человеком' '. Но дальнейшее изучение настолько убедило меня в ошибочности этого учения, что я фактически пошел на расходы, купив листы этой книги у моего собственного издателя и уничтожив их. Идея об отдельном и тайном пришествии Христа, чтобы уничтожить церковь до его пришествия в силе и славе, является причудой пророческого толкования без какой-либо библейской основы''».
Проповедники с репутацией Кэмпбелла Моргана не склонны делать столь резкие заявления, если для этого нет весомых доказательств. Убеждения Александра Риза в «Приближающемся пришествии Христа» не менее ясны. Оба они чувствовали необходимость высказаться против того, что они считали трюком, который разыгрывали с Библией, когда воскрешение мертвых и их преображение в бессмертие вместе с живыми христианами переносилось на точку времени, отдельную и отличную от пришествия Иисуса во славе. Нельзя допустить, чтобы столь радикальное вмешательство в библейскую программу получило распространение среди исследователей Библии без решительного протеста.
Вор в ночи?
Небрежность популярного обращения с Библией проявляется в том факте, что многие будут цитировать стих из 1 Фессалоникийцам 5:2 о «воре в ночи», как будто они никогда не удосужились посмотреть его в контексте. Изучение контекста сразу же покажет, что этот текст ничего не говорит о тайном пришествии Иисуса за семь лет до его публичного явления. Стих фактически несет в себе совершенно противоположный смысл, чем тот, который ему придавала теория претрибулационизма: Пришествие, подобное татью, должно, согласно претрибулационизму, повлиять только на Церковь, а не на неверующий мир. Но давайте посмотрим, что на самом деле говорится в 1 Фессалоникийцам 5:1-2:
«О периодах же и временах нет нужды писать к вам, братия и сестры, ибо вы достоверно знаете, что День Господень так придет, как тать ночью, и, когда будут говорить: «мир и безопасность», внезапно постигнет их пагуба ... и не избегнут». Пришествие Христа, как тать, говорит Павел, застанет неверующий мир врасплох. Это не будет тайным событием, затрагивающим только церковь: «Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застиг вас, как тать» (1 Фес. 5:4).
Все совершенно просто. Пришествие вора повлияет на нехристиан негативно, потому что они будут неподготовлены. Почти невероятно, что эти простые стихи могли быть использованы для изобретения предшествующего события — тайного пришествия семью годами ранее.
Восхищение во время Второго пришествия
Столь же примечателен тот факт, что Павел только что описал восхищение святых, чтобы встретить Иисуса на небе, событие, сопровождаемое «громким повелением, при голосе архангела и трубном призыве Божием» (1 Фес. 4:16). Именно в связи с этим событием Павел продолжает объяснять, что мир будет захвачен, как разбойником. Нужно только прочитать библейский текст как единое целое от 1 Фес. 4:13 до 5:6, чтобы понять послание Павла. Тот, кто впервые знакомится с Писанием, без труда его понимает. Трагично, что те, кто должен быть более опытным, выделяют стихи, чтобы поддержать двухэтапное пришествие.
Претрибы любят цитировать 1 Фессалоникийцам 4:14 как текст, подтверждающий предшествующее пришествие церкви. Однако в тексте говорится, что «Бог приведет с Иисусом умерших». Другими словами, Иисус здесь представлен идущим с церковью, воскресившим мертвых и собрав их с выжившими христианами.
Разделенное Второе Пришествие?
Претрибы изобрели теорию, которая разделяет второе пришествие (а также церкви). Они говорят о восхищении как о событии, которое не следует путать с откровением. Последнее, говорят они, является публичным откровением Иисуса, но они ожидают восхищения на семь лет раньше. То, чего они ждут в надежде, — это восхищение, а не откровение. Но Церковь Нового Завета ожидала откровения. И снова теория ставит своих приверженцев на путь столкновения с Библией: «Итак вы не имеете недостатка ни в каком даровании духовном, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 1:7).
Теория предполагает, что христиане найдут облегчение от скорбей этой жизни, когда Иисус тайно придет, чтобы забрать свою церковь за семь лет до своего прибытия, чтобы наказать мир. Павел ничему подобному не учил. Он говорит нам, когда церковь будет освобождена от скорби:
«Бог даст облегчение и вам, страждущим, и нам, когда явится Господь Иисус с неба в пылающем огне, со святыми Ангелами Своими, совершающего отмщение не познавшим Бога» (2 Фес. 1:7-8). План Иисуса на конец века
Подобно тому, как Павел описал собрание верующих и связал это событие со славным публичным пришествием Иисуса (2 Фес. 2:1-2), так и Иисус дает нам простой план Божьей программы для конца настоящего века:
«Когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, на святом месте, — да разумеет читающий, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы... ибо тогда будет великая скорбь, невиданная от начала мира доныне и не виданная никогда... И тотчас после скорби дней тех померкнет солнце... и поколеблются небесные светила... В то время явится знамение Сына Человеческого на небе, и восплачутся все народы земли. Увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою, и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною [ср. Господь сойдет с неба с громким повелением, при гласе архангела и трубе Божией, 1 Фес. 4:16] и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24:15, 16, 21, 29-31). Один взят и один оставлен
Возможно, самая смелая из всех попыток разделить Второе пришествие на два события, разделенных семью годами, — это использование Матфея 24:40: «Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две будут молоть на жерновах: одна берется, а другая оставляется».
Но когда это? Предыдущий стих (39) поясняет: когда Сын Человеческий придет в беспечный мир, как потоп затопил неверующую цивилизацию во дни Ноя. Когда Иисус придет наказать мир, тогда «один берется, а другой оставляется».
Отдельное «второе пришествие» на семь лет раньше раскрывается как иллюзия. Как сказал Кэмпбелл Морган: «Оно не имеет под собой никакой библейской основы».
Что еще вы приняли за истину из Библии, не изучив ее тщательно? Писание предупреждает нас, что вера в ложное приведет нас к гибели (2 Фес. 2:11). Сделайте изучение Библии своим главным приоритетом. Вы не можете позволить себе не делать этого.