Из курса изучения Библии по систематической теологии, представленного конференцией штата Миннесота. Эти уроки адаптированы из книги «Систематическая теология» Альвы Г. Хаффера
Как тот, кто узнал почти все, сталкиваясь с различными библейскими проблемами на протяжении 40 лет, я рискну побудить к размышлениям некоторых собратьев-унитариев по вопросу крещения. Это друзья, чье рвение к Библии несомненно, которых учили, что крещение в воде — бессмысленный ритуал, неприменимый к христианам.
Аргумент был сформулирован следующим образом:
«В Новом Завете есть два основных крещения:
1. водное крещение, начатое Иоанном Крестителем;
2. крещение духом — крещение, которым крестит Иисус Христос и которое делает человека христианином».
Внимательно посмотрите на вышеприведенное утверждение. Это на самом деле нечестное изложение того, чему учит Библия. Здесь отсутствует важный фактор. Факты таковы, что Иисус также крестил в воде. Таким образом, существует три крещения, а не два:
1. водное крещение Иоанна;
2. водное крещение, одобренное Иисусом;
3. крещение духом.
Все знакомы с крещением Иоанна. Его явно вытеснило христианское крещение. Христианское крещение бывает и водой, и духом. В Иоанна 4:1-2 мы узнаем, что «Иисус более приобретал учеников и крестил, нежели Иоанн (хотя Сам Иисус не крестил, а крестили ученики Его)». В Иоанна 3:22 говорится, что «Иисус и ученики Его пришли в землю Иудейскую, и там Иисус проводил время с ними и крестил». Поэтому нет никаких сомнений в том, что Иисус крестил в воде (хотя сам акт погружения был совершен его агентами, учениками). Эта церемония посвящения была крещением, совершенным Иисусом — христианским крещением в воде.
Великое поручение предписывает крещение
Великое поручение предписывает ученикам до конца времен идти во все народы и учить всему, чему учил Иисус. Частью этого заповеданного процесса ученичества является «крестить их во имя Отца, Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Это ясное повеление из уст Иисуса, и оно фигурирует среди маршевых приказов Церкви.
Апостолы ясно понимали это именно так. Обращение Петра к своей аудитории первого века не устарело: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деяния 2:38). Типичное посвящение в Церковь происходит через покаяние, веру в Евангелие Царствия и Имя Иисуса Христа и крещение в воде. В Деяниях 8:12 приводится ранний символ веры: «Когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии и об Имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины».
Крещение Духом не заменяет водное крещение
Как будто для того, чтобы не оставлять никаких возможных лазеек, Лука сообщает, что даже после принятия Святого Духа язычники должны были креститься в воде. Петр лишь следовал повелению своего Господа, когда он призвал воду и приказал «креститься тем, кто принял Святого Духа» (Деяния 10:47-48). Когда Павел обнаружил новообращенных, которые приняли только водное крещение Иоанна, он немедленно провел христианское водное крещение во имя Господа Иисуса (Деяния 19:5). Церковь Нового Завета, конечно, не учила, что крещение духом заменило христианское водное крещение. Эти два понятия идут вместе как стандартный способ, которым человек присоединяется к телу Христа. В конце своей карьеры Петр все еще может говорить о «спасающем крещении» нас, как о «воззвании к Богу для доброй совести» (1 Пет. 3:21). Конечно, никто не предполагает, что в воде есть что-то «волшебное». Что имеет значение, так это детское подчинение установлению, предписанному Иисусом. Это просто вопрос послушания.
Крещение без постоянного продолжения христианской жизни не может спасти человека, как и единовременное решение, за которым не следует обязательство. Спасение по благодати и вере, что также означает (по словам Павла) «послушание от сердца тому образу учения, которому вы преданы» (Рим. 6:17). Это учение включало крещение. Этот способ приглашения новообращенных стать христианами является частью того, что спасение верой означало для Апостолов. Они учили «послушанию веры» повсюду (Рим. 1:5; 16:26).
Крещение — это послушание
Бог дал нам надлежащую процедуру приема в Его Церковь. Крещение в воде — это публичное отречение от греха и решимость служить Богу и Мессии. Такие ярлыки, как «плотское таинство» или «законничество», искажают апостольское учение о христианском водном крещении. Сам Иисус был крещен в воде (Луки 3:21). Он обращал и крестил новообращенных (Иоанна 4:1), и он повелел своим последователям обращать и крестить новообращенных (Матфея 28:19-20). Нет необходимости в разделении или разногласиях по этому очень простому вопросу, который не был проблемным вопросом для миллионов читателей Библии на протяжении многих столетий.
Евангелисты признают, что призыв Петра к покаянию и крещению разительно отличается от современных евангелизационных формул. В своей статье «Обращение в Библии» RT France отмечает, что:
«Наша тенденция рассматривать крещение как символическую необязательную дополнительную меру или смущаться включением физического акта в духовный процесс обращения, контрастирует с сильно «реалистичным» языком Нового Завета о спасительном значении крещения (например, Иоанна 3:5; Римлянам 6:3-4; Галатам 3:27; Колянам 2:12; Титу 3:5; 1 Петра 3:20-21). Хотя в Новом Завете нет оснований полагать, что крещение само по себе делает человека христианином, идея некрещеного христианина также чужда его мысли. «Без него [крещения] верующий не входил в первобытную общину веры» (SS Smalley). (RT France, «Conversion in the Bible», Evangelical Quarterly, 65:4, 1993, стр. 306)
Поэтому мы обращаемся к нашим друзьям-унитарианам, которые попались на ложно «духовную» точку зрения, что физический акт крещения не является частью христианского ученичества. Именно гностики создали ошибочное разделение между тем, что является физическим, и тем, что является духовным. Апостолы, предписывая водное крещение, были послушны, как и мы должны быть, повелению Христа. И признание господства Иисуса является сердцем того, что значит быть верующим. Нет подлинного исповедания Иисуса как господина без послушания (Рим. 10:9).