Из курса изучения Библии по систематической теологии, представленного конференцией штата Миннесота. Эти уроки адаптированы из книги «Систематическая теология» Альвы Г. Хаффера
«Каждый искушается, — говорит Иаков, брат Господа, — увлекаясь и соблазняясь собственною похотью. Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иакова 1:14-15). Вот классическое утверждение о действии греха в человеческой природе. Иисус был не менее реалистичен в своем взгляде на зло в человеке, когда сказал: «Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, блуд, кражи, убийства, прелюбодеяния, дела любострастия, лукавства, коварство, чувственность, зависть, злословие, гордость, безумство» (Марка 7:21-22). Ввиду этих текстов некоторые пришли к выводу, что термин «сатана» в Библии — это просто символ зла, присущего людям. Они утверждают, что Сатана — это не личность, внешняя по отношению к человечеству, а скорее синоним человеческой склонности ко греху, которая присуща всем людям.
Аргумент против существования Сатаны как личности часто звучит так: Ангелы бессмертны (Луки 20:36). Если Сатана — ангел, он также должен быть бессмертным. Если это так, то во вселенной вечно будет существовать злой, бессмертный ангел. Поскольку это было бы немыслимо, рассуждают о том, что Сатана не может быть ангельским существом. Он должен быть просто символом зла, присущего человечеству.
Добрые и злые ангелы
В этом аргументе есть несколько сомнительных предположений. Каждое утверждение об ангелах в Библии не обязательно относится как к хорошим, так и к плохим ангелам одновременно. Павел признавал, что есть «избранные ангелы» (1 Тим. 5:21), в то время как Петр и Иуда говорили об «ангелах, которые согрешили» (2 Пет. 2:4; Иуды 6). То, что подразумевается о бессмертии ангелов в Луки 20:36, не обязательно может быть применено ко всем категориям ангелов, особенно к «ангелам, которые согрешили», без учета остальной части Писания.
Иногда изучающие Библию требуют объяснения происхождения Сатаны, прежде чем они будут готовы поверить в его существование. Никаких подробностей о создании ангелов не приводится, но верующие в Библию не подвергают сомнению их существование. Ангелы просто присутствуют, чтобы все их видели, в библейском тексте. То же самое относится и к Сатане. Он представлен в обоих Заветах как существо, отдельная личность, внешняя по отношению к человечеству. Чтобы ясно это увидеть, нужно подойти к предмету с правильным методом: нужно начать с самого начала.
Сатана с самого начала в Бытии
Библия, если рассматривать ее в целом, противоречит идее, что термин «Сатана» является синонимом внутренней человеческой природы. В Бытии изначальный змей, «который есть дьявол и сатана» (Откр. 20:2), является внешним противником Адама и Евы. Сатана, безусловно, не является символом греховной природы Евы. До того, как она была обманута Сатаной, Ева, в своей невинности, не имела греховной природы.
Более того, в Бытие 3:14-15 Сатана, как змей, проклят как существо, отличное и отдельное от Адама и Евы. Обратите особое внимание на последнюю часть стиха 15: «Он [семя жены] будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Эта часть проклятия широко признана как пророчество, не о буквальных змеях или внутренней человеческой природе, а об окончательном поражении Сатаны Христом, семенем женщины. Такое проклятие ясно показывает, что Сатана является морально ответственной личностью, которая должна ответить за свои действия. Как существо, отличное от Евы, Сатана виновен в ужасном грехе против Бога. (См. также Иоанна 8:44 по этому поводу.)
Сатана в Ветхом Завете
Другие примеры из Ветхого Завета также показывают, что Сатана является внешним противником. В Иове 1 и 2 он появляется как противник Иова, имея власть опустошить жизнь Иова и наслать на него болезнь. Это, очевидно, не было проявлением человеческой природы Иова; это было бы невозможно найти в рассказе. Также в Захарии 3 Сатана стоит по правую руку от Иисуса Навина, первосвященника, чтобы обвинить его. Здесь снова Сатана не является человеческой природой Иисуса Навина, а реальным внешним врагом. То же самое верно в 1 Паралипоменон 21:1, когда Сатана восстал против Израиля и спровоцировал Давида пересчитать Израиль.
Конечно, в Ветхом Завете есть и другие «сатаны». Это человеческие или ангельские противники, которые противостоят различным личностям. Например, в Числах 22:22: «Бог разгневался [на Валаама], и Ангел Господень стал на дороге, чтобы противостоять [сатана] ему». Противник в этом рассказе явно не является человеческой природой Валаама. Во 2 Царств 19:22 Давид сказал: «Что мне до вас, сыны Саруины, что вы сегодня стали мне противником [сатаной]?» В 3 Царств 11:23-25 также рассказывается, что Бог воздвиг противника [сатану ] против Израиля. Это был человеческий враг, Резон, сын Элиады.
Из таких ссылок Ветхого Завета следует установить, что во всех случаях употребления слова «сатана» ( сатана или Сатана ) имеется в виду внешний враг. Ни в коем случае «сатана» не означает зло внутри человеческого сердца.
Сатана, Дьявол в Новом Завете
То же самое относится и к использованию слова «сатана» и его греческого эквивалента diabolos , дьявол, в Новом Завете. Первое использование этих терминов в Новом Завете встречается в Евангелии от Матфея 4 в связи с искушением Иисуса. (См. параллельные рассказы в Евангелии от Марка 1:12-13 и Евангелии от Луки 4:1-13.) Матфей представляет Дьявола без объяснений (стих 1), возможно, указывая на то, что его читатели уже знали, основываясь на явлениях Сатаны в Ветхом Завете, что Дьявол является внешним искусителем. Однако, чтобы не было никаких сомнений, Матфей сообщает, что Дьявол «пришел» к Иисусу (стих 3, буквально «пришел к» или «приблизился»), а позже Дьявол «оставил» Иисуса (стих 11). Матфей также сообщает, что ангелы «пришли и начали служить ему». Никто не испытывает затруднений в понимании того, что ангелы были внешними по отношению к Иисусу. Они пришли к нему (стих 11), но то же самое сделал и Сатана в стихе 3.
Кто же тогда был этот искуситель, который говорил с Иисусом в пустыне? Если сатана — это просто собственная греховная природа человека, как утверждают некоторые, то Иисус, должно быть, создавал искаженные цитаты из Писания в своем собственном уме. Однако ничто в рассказе не указывает на то, что Иисус говорил сам с собой. Кроме того, сам Иисус был безгрешен, ибо только как Безгрешный Он мог искупить грехи других. Во 2 Коринфянам 5:21 говорится: «[Бог] не знавшего греха [Иисуса] сделал для нас грехом, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».
Если искушение Иисуса не исходило изнутри него самого, то оно должно было исходить из какого-то внешнего источника. Евангелия определяют этот источник как Сатану, Дьявола.
Сатана, внешний противник
От Бытия до Откровения сатана жив и активен как внешний противник и обвинитель Бога и Его народа. Несмотря на то, что он обречен на уничтожение в озере огненном (Откр. 20:10), сатана в настоящее время «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). Поэтому предположение, что сатана на самом деле не существует как личность, является действительно опасным предложением, которое может привести к обману. Вместо того, чтобы преуменьшать личность и роль сатаны, Послание к Ефесянам 6:11-12 предупреждает христиан распознавать врага и вооружаться против него. Давайте все прислушаемся к этому совету:
«Облекитесь во всеоружие Божие, дабы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти [т. е. против людей], но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:11-12).