Арий (256 - 336 гг. н. э.) -
выдающийся богослов греко-египетского либо берберского происхождения. О
его родословной мы почти ничего не знаем, но известно, например, что
его отца звали Аммоний. Он обучался в духовном училище (пресвитериуме) в
Антиохи (теперь это турецкая Антакья) под руководством известнейшего
греческого богослова-антитринитария, пресвитера и мученика Лукиана
Антиохийского. Ария часто считают основателем «арианства» как некоего
«еретического» учения, нового для христианского мира и впоследствии
опровергнутого Первым Вселенским Собором в Нике в 325 году. Однако
учения Ария ни в коей мере не было в новинку для христианства; более
того – система Ария во многом подытоживала многие тенденции богословской
мысли I – III вв.,
восходящие так или иначе ещё к апостольским временам. Арий и его
единомышленники старались предотвратить еретические тенденции ,чуждые
для христианской апостольской веры, но усилия императора Константина
Великого, до конца жизни остававшегося «великим понтификом» (т.е., по
сути дела, языческим первосвященником) и по иронии судьбы крещёного на
смертном одре арианским епископом Евсевием Никомедийским фактически
увели истинную апостольскую веру в подполье, заменив её некоей химерой
«имперского христианства», явившегося на самом деле христоязыческой
сектой. Уже к началу IV в.
Арий стал хорошо известен благодаря своим твердым и бескомпромиссным
богословским взглядам. Его имя тесно ассоциировалось с Лукианом
Антиохийским и с Мелетием, египетским епископом, возглавившим церковное
диссидентское движение против александрийского архиепископа Петра I
и, хотя впоследствии принявшего Никейский Символ Веры, но оставшимся
непризнанным Александрией и Римом. В ходе дальнейших богогсловских
диспутов Арий был лишён церковного общения архиепископом Петром I,
но впоследствии сблизился с преемником Петра Ахиллесом. Позже Арий был
восстановлен в церковном общении и рукоположен в пресвитеры Ахиллесом,
который занимал архиепископскую кафедру один год (312-313 гг.) Находясь в
сане пресвитера, Арий был поставлен благочинным для округа Баукалис в
Александрийской епархии, но вскоре Ахиллес умер, и Арий снова стал
объектом ожесточенных нападок – на этот раз уже со стороны
новоизбранного Архиепископа Александрийского Александра I, в котором сторонники Ария справедливо усматривали скрытого последователя савеллианской ереси. Самым
главным произведением Ария была поэма «Талия» (что можно перевести как
«Пир»), нечто среднее между богословским трактатом, беллетристическим
повествованием и поэмой. В «Талии» чередовалась как проза, так и поэзия,
однако сделать хоть сколько-нибудь чёткие выводы относительно
композиции, структуры и поэтики «Талии» практически невозможно,
поскольку до нас дошли лишь абсолютно нерепрезентативные фрагменты в
пересказе противников Ария, а все экземпляры «Талии» были преданы
сожжению на Никейском Соборе Несмотря
на осуждение Первого Вселенского Собора (который по своему содержанию
не был Вселенским – на нём съехалось по самым оптимистическим подсчётам
не более 318-322-х епископов, причём это были епископы только лишь
Восточной половины Римской Империи, да и то не все), Арий продолжил свою
борьбу против еретических новшеств, которые несла в себе тринитарная
доктрина. Его лишение сана было в Египте в 321 г.
не было признано подавляющим большинством восточных епископов, и в
частности, его взгляды были признаны православными в Малой Азии, где
Арий побывал в 323 г., причём этому признанию не помешала ни анафема Вселенского Собора, ни осуждение со стороны императора Константина I
в том же 325 году. Более того, посленикейское признание Ария и
последующий реванш арианства как на Востоке, так и на Западе Империи
(напомним, что из западных епископов на Никейском Соборе присутствовали
лишь единицы) привёл к тому, что число последователей Ария среди
клириков и мирян по всей империи даже превысило число поборников
новопровозглашенной никейской «ортодоксии». Все это послужило причиной
того, что к Арию и арианству стали проявлять интерес даже члены
императорской семьи, а впоследствии и сам император. Вскоре Константин
приказал Афанасию Александрийскому – главному противнику Ария на Востоке
– в срочном порядке примириться с Арием и восстановить с ним общение.
Однако почти сразу после аудиенции, которой Арий удостоился у
Константина в императорском дворце, опальный александрийский пресвитер
скоропостижно скончался по пути домой. Последователи Ария не без
основания полагали, что их духовный учитель на самом деле был отравлен. Несмотря
на вторичное осуждение арианства, а также его вторичного извода –
македонианства – на Констнантинопольском соборе 381 года (ставшем
впоследствии Вторым Вселенским) наследие Ария продолжало жить и
пользоваться популярностью – как среди мирян и низшего духовенства, так и
среди высшего епископата и самих императоров. В некотором смысле
арианство было реабилитировано уже одним из его фактических гонителей –
императором Константином I
Великим, который, уже находясь на смертном одре, был крещён арианским
епископом. Впоследствии арианство было поддержано его сыном и преемником
– императором Констанцием II, который даже утвердил возведение папы Феликса II
в качестве арианского епископа Рима. В общем и целом, арианские споры
длились в течение 250 лет – до тех пор, пока арианство, будучи на
официальном уровне уничтоженным и изжитым, не ушло в подполье. На
протяжении «тёмных веков» средневековья на исторической арене появлялись
всё новые и новые наследники арианской веры и фактические духовные
преемники Ария в борьбе за возвращение Церкви её первноначального,
апостольского облика. Тринитарии неоднократно делали попытку положить
конец всяким пережиткам арианства, но даже испанской инквизиции не
удалось уничтожить тех, кому в непростых условиях суждено было стать
духовными наследниками Ария. Когда Римо-Католическая Церковь стала
испытывать сильный организационный кризис и начала утрачивать свои
позиции в Центральной и Северной Европе, арианство возродилось подобно
мифическому Фениксу; на этот раз – в Английской Церкви. В настоящее
время протагонистом современного арианского движения в христианстве
является Арианская Католическая Церковь, которую возглавляет Архиепископ
Primus Inter Pares (Первый Среди Равных) Преподобный Брайан Майкл-Джон Макензи-Хэнсон. Арий
почитается Арианской Католической Церковью как святой и мученик.
Прославление Ария имело место 16 июня 2006 года, и теперь этот день
считается днём его памяти. Арий никогда не был еретиком на официальном уровне!
Эта интересная деталь часто никем не принимается во внимание, но, тем
не менее, Арий был официально восстановлен в церковном общении незадолго
до своей смерти в 336 г. в результате соотвутсвующей санкции императора Константина I. Несмотря
на яростное давление со стороны Римо-Католической Церкви арианство не
теряло свои позиции в течение почти 250 лет и продолжило существовать в
полном либо частичном подполье, в стороне от церковного «мейнстрима»,
среди так называемых «церковных маргиналов» - до тех пор, пока оно снова
не обрело силу благодаря честным и беспристрастным поискам Истины среди
неравнодушных христиан, для которых самым важным в духовной жизни было
не подчинение официально установленной иерархии, а поиск живого Слова.
Источник: http://arian-catholic.livejournal.com/4097.html |