Иногда утверждается, что поскольку слово «Бог» или Элохим стоит во множественном числе, то, следовательно, Бог — это Троица лиц, однако, мы не должны понимать использование Элохим именно так . Вместо этого мы должны понимать, что Элохим — это множественное число слова «величие» на иврите, что означает, что евреи использовали множественное число, чтобы возвеличить или возвысить отдельного человека, когда единственное число не было бы справедливым.
1. Слово «Бог» — Элохим , которое само по себе является формой множественного числа и, как и большинство других слов, имеет более одного определения, поэтому его не всегда следует понимать во множественном числе или всегда понимать в единственном числе из-за способа, которым еврейский язык использует множественное число существительных, таких как Элохим . Контекст помогает определить его использование.
Он используется как во множественном числе для «богов» или «людей с властью», так и в единственном числе для «Бога», «бога» или «человека с властью, например, судьи». В еврейском словаре Брауна, Драйвера и Бриггса, который считается одним из лучших доступных, в качестве первого использования используется Элохим : « правители , судьи, либо как божественные представители в священных местах, либо как отражающие божественное величие и силу, божественные , сверхчеловеческие существа, включая Бога и ангелов, богов ». [1]
Во многих стихах слово Elohim переводится как «боги». В Бытии 35:2 говорится: «Избавьтесь от всех чужих богов, которые у вас», а в Исходе 18:11 говорится: «Теперь я познал, что Господь больше всех богов». В Исходе 21:6 ; 22:8-9 оно переводится как «судьи». В Псалме 8:5 оно переводится как «ангелы» (KJV) или «небесные существа» (NIV) . Эти примеры показывают, что бывают случаи, когда множественное число слова Elohim следует понимать как обычное множественное число.
Однако Элохим также переводится как единственное число «бог» или «судья», и нет никакого намека на какую-либо «сложную природу» или множественность, когда оно переводится таким образом. Примером является Исход 22:20 , где говорится: «Всякий, кто приносит жертву богу, кроме Господа, должен быть уничтожен». Другой пример — Судьи 6:31 : «Если Ваал действительно бог , он может защитить себя, когда кто-то разрушит его жертвенник». В Исход 7:1 Бог говорит, что Он сделал Моисея «богом» ( Элохим ) для фараона. Он не сделал Моисея «богом» для фараона. Опять же, в Судьях 11:24 языческий бог Хамос назван Элохимом , а в 1 Царств 5:7 языческий бог Дагон назван Элохимом , однако христиане не делают вывод, что эти боги были каким-то образом составными или «одномножественными», или что люди, которые им поклонялись, думали, что они таковыми являются. Поэтому видеть Троицу во множественном числе Величия в Элохиме , когда это относится к Богу Израиля, но не в этих других случаях использования Элохима , непоследовательно.
2. Некоторые учат, что слово Элохим подразумевает составное единство, когда оно относится к истинному Богу. Это означало бы, что слово Элохим каким-то образом меняет значение, когда оно применяется к истинному Богу, так что истинный Бог может быть составным существом. Нет никаких доказательств этого. Первое, куда мы должны обратиться за подтверждением этого, это к самим евреям. Когда мы изучаем историю и язык евреев, мы обнаруживаем, что они никогда не понимали, что Элохим подразумевает множественность в Боге каким-либо образом. Фактически, евреи были стойкими противниками людей и народов, которые пытались ввести любой намек на более чем одного Бога в их культуру. Еврейские раввины спорили о Законе до такой степени, что это стало скукой, и записали том за томом заметки о Законе, однако во всех их дебатах нет ни одного упоминания о множественности в Боге . Этот факт сам по себе должен закрыть спор.
Невозможно найти более высокого авторитета в еврейском языке, чем великий еврейский ученый Гесениус. Он писал, что множественная природа Элохим была для усиления и была связана с множественным числом величия и использовалась для усиления. Гесениус утверждает: «То, что язык полностью отверг идею числовой множественности в Элохим (всякий раз, когда оно обозначает одного Бога), доказывается особенно тем, что оно почти неизменно соединяется с единственным атрибутом». [2]
В иврите существует довольно много различных примеров, в которых форма множественного числа существительного используется по отношению к единственному числу объекта:
Множественное число расширения: שָׁמַ֫יִם šāmayim ( небо , небеса ), множественное число используется потому, что небеса состоят из нескольких частей, но это не относится к нескольким небесам. Множественное число от слова: דָּמִים dāmim (дословно « кровь »), множественное число используется в тех случаях, когда в английском языке для слова «кровь» используется только единственное число [3] Множественное число от слова «величие»: אֱלֹהִים 'Элохим (букв. «Боги») используется в отношении неизраильских богов или израильского Бога. קְדֹשִים qəḏōšim (букв. « Святой »), однако из Притчей 9:10 ясно , что речь идет об одной личности — Яхве. Поэтому мы не должны видеть множественное число Элохим и немедленно делать вывод, что в Боге есть несколько лиц, вместо этого мы должны смотреть на контекст, чтобы увидеть, имеет ли автор в виду несколько «богов», и смотреть на остальную часть Писания, чтобы увидеть, как Бог определяет себя. Очевидно, из Второзакония 6:4 он определяет себя как одного.
3. Возможно, одна из самых веских причин, по которой мы должны считать Элохим в отношении Бога Израиля относящимся к одному лицу, заключается в том, что местоимение единственного числа всегда используется со словом Элохим . Изучение слова покажет, что утверждал Гесениус, что атрибут единственного числа (такой как «Он» или «Я», а не «Они» или «Мы») всегда следует за Элохим , когда речь идет об истинном Боге, Отце. Более того, когда слово Элохим используется для обозначения других, помимо истинного Бога, оно понимается либо как единственное, либо как множественное число, но никогда как «унимножественное», как предполагают тринитарии. Для нас доказательства очевидны: Бог не является «составным» ни в каком смысле этого слова. Он — «единый Бог» Израиля.
4. Писание не содержит порицания для тех, кто не верит в «Триединого Бога». Те, кто не верит в Бога, называются «безумными» ( Пс. 13:1 ). Те, кто отвергает Христа, осуждаются ( Иоанна 3:18 ). Писание свидетельствует, что оно для «учения, обличения и исправления» ( 2 Тим. 3:16 – KJV ), и есть много стихов, которые порицают верующих за всевозможные ошибочные верования и практики. Бросается в глаза отсутствие любого порицания за неверие в Троицу.
Канюк, стр. 13-15, 125-126
Моргридж, стр. 88-96
Снедекер, стр. 359-367
Сноски:
1. Фрэнсис Браун, «Лексикон иврита и английского языка Брауна-Драйвера-Бриггса» (Hendrickson Pub., Массачусетс, 1906), стр. 43. Вернуться к началу
2. E. Kautzsch, ред., Gesenius' Hebrew Grammar (Clarendon Press, Oxford, 1910), стр. 399. Вернуться к началу
3. Joüon & Muraoka, Грамматика библейского иврита (Рим: Gregorian & Biblical Press, 2006), стр. 136. Вернуться к началу