Бытие 16:7-13 (7) И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге в Сур. (8) И сказал он: «Агарь, рабыня Сараи, откуда ты пришла и куда идешь?» Она сказала: «Я бегу от госпожи моей Сары». (9) Сказал ей Ангел Господень: «Вернись к госпоже твоей и покорись ей». (10) И сказал ей Ангел Господень: «Я умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества». (11) И сказал ей Ангел Господень: «Вот, ты зачала и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо Господь призрел на твое страдание. (12) Он будет диким ослом между людьми; руки его на всех, и руки всех на него; и будет жить в раздоре со всем родом своим. (13) И назвала она именем Господа, говорившего с нею: «Ты Эл-рои», ибо сказала: «Разве я видела Бога и осталась жива, увидев Его?»
1. Некоторые тринитарии считают, что в Ветхом Завете «ангел Господень» — это Иисус Христос до того, как он якобы «воплотился» в человека. Этот момент оспаривается многими, и на то есть веские причины. Нет ни одного стиха, который бы фактически говорил, что Иисус Христос — ангел Господень. Вся доктрина построена на предположениях. Почему же тогда, если доктрина не сформулирована, так много людей верят в нее? Причина в том, что тринитариям очень неловко верить, что Иисус равен и вечен Богу с начала времен, и тем не менее он никогда не появляется в Ветхом Завете. Поскольку нельзя не заметить активную роль, которую Иисус играет сегодня как Глава Церкви, возможно ли, что он мог присутствовать на протяжении всего Ветхого Завета и при этом никогда не вмешиваться в человечество? Тринитарным ответом на этот вопрос является помещение Иисуса в Ветхий Завет на основании предположения: он должен быть «ангелом Господним».
Однако мы отвечаем на вопрос, утверждая, что это очень веское доказательство нашей позиции, что Иисус Христос еще не существовал во времена Ветхого Завета, но был планом Бога по спасению человека. Мы считаем, что физически он начался, когда Бог оплодотворил Марию ( Мф. 1:18 ). Каковы же именно причины, по которым тринитарии говорят, что ангел Господень — это Иисус? Тринитарии расходятся во мнениях относительно доказательств (чего и следовало ожидать, исходя из предположений), но стандартные причины таковы: он кажется выше других ангелов; он отделен от Господа; он может прощать грехи ( Исх. 23:21 ); он говорит с властью, как будто он Бог; его лицо вселяло благоговение в людей; его никто не видел после рождения Иисуса, и, что самое важное, к нему обращаются как к самому Богу. Все эти пункты будут рассмотрены, и мы начнем с последнего, который является самым существенным пунктом аргументации.
2. Изучение явлений ангела Господнего показывает, что иногда к нему обращаются как к ангелу, а иногда как к «Господу» или «Богу» (см. Быт. 16:13 и Суд. 6:16 ). Еврейский закон агентства объясняет, почему это так. Согласно еврейскому пониманию агентства, агентом считался сам человек. Это хорошо выражено в «Энциклопедии еврейской религии» :
Агент (евр. Шалиах ): Основная мысль еврейского закона об агентстве выражена в изречении: «агент человека рассматривается как сам человек» ( Нед . 72б; Кидд . 41б). Поэтому любое действие, совершенное должным образом назначенным агентом, рассматривается как совершенное принципалом, который, следовательно, несет за него полную ответственность с последующим полным отсутствием ответственности со стороны агента. [1]
В текстах, в которых ангел называется «Богом» или «Господом», необходимо отметить, что он всегда идентифицируется как ангел. Этот момент важен, потому что Бог никогда не называется ангелом. Бог есть Бог. Поэтому, если существо называется «Богом», но явно идентифицируется как ангел, должна быть причина. В процитированном выше отрывке из Книги Бытия ангел четко идентифицируется как ангел четыре раза. Почему же тогда в тексте говорится, что «Господь» говорил с ней? Это происходит потому, что как агент или посланник Бога, ангел говорил от имени Бога, и послание, которое он принес, было посланием Бога. Та же основная идея выражается, когда говорится, что «Бог» «посетил» Свой народ, когда на самом деле Он посылает некую форму благословения (см. примечания к Луки 7:16 ). Сам Бог не появляется, но кто-то, незнакомый с культурой, может заключить из формулировки, что Он это сделал. Кроме того, некоторые из людей, которым явился ангел, ясно выразили свою веру в то, что он был ангелом Бога. Гедеон воскликнул: «Я видел Ангела Господня лицом к лицу!» ( Судей 6:22 ).
Существуют неопровержимые библейские доказательства того, что посланники и представители Бога называются «Богом» (см. примечания к Евр. 1:8 ). Это важно, потому что, если представители Бога называются «Богом», то отличить Бога от Его представителя можно по контексту. Мы уже показали, что когда ангел Господень называется «Богом», контекст тщательно подчеркивает, чтобы дать читателю понять, что агент на самом деле является ангелом.
3. Еще одно доказательство того, что ангел Господень является ангелом, а не «равным» членом Троицы, заключается в том, что он находится под командованием Господа. В одной записи Давид ослушался Бога, и на землю пришла чума. «Бог послал ангела разрушить Иерусалим» ( 1 Пар. 21:15 ). Из записи мы узнаем, что это был ангел Господень, поражающий народ, и в конце концов «господин был опечален бедствием и сказал ангелу, поражавшему народ: «Довольно! Отними руку твою». Ангел Господень тогда был на гумне Орны Иевусеянина» ( 2 Цар. 24:16 ). Эти стихи не написаны так, как будто этот ангел каким-то образом был самим Богом. Здесь нет «равенства». Это просто Господь дает приказы одному из Своих ангелов.
4. Еще один яркий пример, показывающий, что ангел Господень не может быть Богом никоим образом, находится в книге Захарии. Захария разговаривал с ангелом о видении, которое он получил. В Библии записано: «И сказал Ангел Господень: Господи Вседержитель! доколе Ты будешь лишать милосердия Иерусалим и города Иудейские, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет?» И говорил Господь добрые и утешительные слова ангелу, говорившему со мной» ( Зах. 1:12-13 ). Тот факт, что ангел Господень просил у Господа информацию, а затем получил утешительные слова, указывает на то, что он не равен Богу по силе или знанию. Немыслимо, чтобы Богу нужна была информация или утешительные слова. Таким образом, любое утверждение о том, что ангел Господень — это предвоплощенный Христос, который во всех отношениях Бог, просто не может соответствовать тому, что на самом деле говорит Библия.
5. Интересно, что два доказательства, которые тринитарии используют для доказательства того, что ангел Господень должен быть предвоплощенным Иисусом, заключаются в том, что Библия ясно утверждает, что он отделен от Бога, и что он говорит с Божьей властью. Мы бы утверждали, что причина, по которой он отделен от Бога, заключается в том, что он именно тот, кем его называет текст, то есть ангел, и что он говорит с властью, потому что он несет послание от Бога. Пророки и другие, которые говорили от имени Бога, также говорили с властью, как утверждают многие стихи. Кроме того, ангел Господень говорит о Боге в третьем лице. Например, в Бытие 16:11 выше ангел говорит: «Господь услышал о твоем страдании». Ангел не говорит: «Я услышал о твоем страдании», как если бы он был Богом. В Бытие 22:12 ангел сказал: «Теперь я знаю, что ты боишься Бога», а не «Теперь я знаю, что ты боишься меня». В Судьях 13:5 ангел говорит, что Самсон будет «отделен Богу», а не «отделен мне». Таким образом, хотя текст может называть ангела Богом, что подобает представителю Бога, ангел никогда не называл себя Богом и даже не обращался к Богу в третьем лице.
Кроме того, если Иисус был ангелом Господним, который говорил с Моисеем у горящего куста, то он не говорил этого в своем учении. В Евангелии от Марка 12:26 записан разговор Иисуса с саддукеями, в котором он сказал: «Разве вы не читали в книге Моисея, в повествовании о купине, как сказал ему Бог: Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова?» Если бы Иисус был ангелом в кусте и открыто провозглашал себя «предвечным Богом», он бы использовал эту возможность, чтобы сказать: « Я сказал Моисею». Тот факт, что Иисус сказал, что это Бог говорил с Моисеем, ясно показывает, что он отличал себя от Бога.
6. То, что ангел Господень кажется выше других ангелов, не является основанием предполагать, что он каким-то образом является частью Троицы. Многие ученые сходятся во мнении, что ангелы различаются по силе и полномочиям. Например, в Библии архангелы упоминаются в 1 Фессалоникийцам 4:16 и Иуды 9. Было бы необычно, если бы этот ангел обладал большей властью. Также тот факт, что ангел Господень может прощать грехи, не является основанием полагать, что он Бог. Божьи агенты могут прощать грехи. Бог дал Иисусу власть прощать грехи, а затем он, в свою очередь, дал апостолам власть прощать грехи (см. примечания к Марка 2:7 ).
7. Хотя верно, что облик ангела Господнего иногда вселял благоговение в людей, это не повод предполагать, что он Бог. Внимательное прочтение отрывков, где он появляется, показывает, что иногда люди даже не осознавали, что разговаривают с ангелом. Например, когда ангел Господень явился матери Самсона, она вернулась к своему мужу Маною с таким отчетом: «Ко мне пришел человек Божий. Он был похож на ангела Божьего, весьма грозный. Я не спрашивала его, откуда он пришел, и он не сказал мне своего имени» ( Судей 13:6 ). Обратите внимание, что ангелы имели репутацию людей с внушающим благоговение выражением лица, и женщина думала, что этот «человек Божий» тоже, но она все еще не верила, что он был ангелом. Когда Маной встретил ангела Господня, и они вдвоем говорили о том, как воскресить Самсона, Маной не узнал, что он был ангелом, пока он не вознесся на небеса в дыму жертвоприношения Маноя. Поэтому, даже если внешность человека внушает благоговение, он не обязательно является Богом.
8. Также утверждается, что Иисус, вероятно, является «ангелом Господним», потому что эти слова никогда не появляются после его рождения, и кажется разумным, что этот ангел должен был появиться прямо на протяжении всей Библии. Однако факт в том, что ангел Господень появляется после зачатия Иисуса , что кажется несовместимым с предпосылкой, что ангел Господень является «предвоплощенным Христом». Запись о рождении Иисуса хорошо известна. Было обнаружено, что Мария беременна Иисусом, прежде чем она и Иосиф поженились, и Иосиф, который мог бы побить ее камнями до смерти, решил развестись с ней. Однако «ангел Господень» явился ему во сне и сказал ему, что ребенок от Бога. В Евангелии от Матфея 1:24 говорится: «Иосиф, проснувшись, сделал, что повелел ему Ангел Господень, и взял Марию домой как жену свою». Из этой записи можно сделать два вывода. Во-первых, Иисус уже был во чреве Марии, когда ангел Господень явился Иосифу. Из этого мы заключаем, что «ангел Господень» не может быть Иисусом, потому что Иисус был в то время «во плоти» внутри Марии. Во-вторых, следует отметить, что в одной и той же записи этот ангел известен и как «ангел Господень», и как «ангел Господень». Этот же факт можно увидеть в записях Ветхого Завета (Ср. 3 Царств 19:5-7 ).
В Новом Завете есть много появлений «ангела» Господнего (Ср. Деяния 5:19 ; 8:26 ; 12:7 ; 12:23 ). Из этого мы заключаем, что, вероятно, тот же самый ангел, который в Ветхом Завете называется и «ангелом» Господним, и «ангелом», все еще появляется как «ангел Господень» после рождения Христа. Когда все доказательства тщательно взвешены, есть веские основания полагать, что слова, описывающие «ангела» Господнего, буквальны, и что упомянутое существо является ангелом, как и говорится в тексте.