Лука 1:35 Ангел отвечал: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя. Посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
1. Некоторые тринитарии настаивают на том, что термин «Сын Божий» подразумевает предсуществование и что Иисус — Бог. После того, как была выдвинута доктрина предсуществования, пришлось разработать словарь для ее поддержки, и поэтому были изобретены небиблейские фразы, такие как «вечно рожденный» и «вечный Сын». Эти фразы не только отсутствуют в Библии или светской литературе, они еще и не имеют смысла. По определению, «Сын» имеет начало, а «вечный» по определению означает «без начала». Соединить два слова вместе, когда они никогда не встречаются вместе в Библии или в общепринятом употреблении, значит не сделать ничего, кроме как создать бессмысленный термин. Значение «Сына Божьего» буквально: Бог-Отец оплодотворил Марию, и через девять месяцев у Марии родился сын Иисус. Таким образом, Иисус — «Сын Божий». «Итак произошло рождение [греч. = «начало»] Иисуса Христа», — говорится в Евангелии от Матфея 1:18 , и произошло это около 2000 лет назад, а не в «вечности в прошлом».
2. Когда фраза «Сын Божий» изучается и сравнивается с фразами об Отце, открывается мощная истина. Фраза «Сын Божий» часто встречается в Новом Завете, но фраза «Бог Сын» никогда не появляется. Напротив, такие фразы, как «Бог Отец», «Бог наш Отец», «Бог и Отец» и «Бог, даже Отец» встречаются много раз. Должны ли мы верить, что Сын на самом деле Бог, как и Отец, но Отец прямо назван «Богом Отцом» снова и снова, и все же Сын ни разу не назван «Богом Сыном»? Это, безусловно, весомое доказательство того, что Иисус на самом деле вовсе не «Бог Сын».
3. Любой, кто настаивает на том, что кто-то каким-то образом является Богом просто потому, что его называют «Сыном Божьим», столкнется с трудностями при объяснении всех стихов в Библии, которые называют других существ «сынами Божьими». Фраза «сын Божий» обычно использовалась по отношению к ангелам в Ветхом Завете (см. Быт. 6:2 ; Иов 1:6 ; 2:1 (фраза в этих стихах часто переводится как «ангелы»), и использовалась по отношению к Израилю ( Исх. 4:22 ; и т. д. ). В Новом Завете она используется по отношению к христианам, тем, кто рожден от Бога (см. 1 Иоанна 3:1 и 2 — иногда «сыны» переводятся как «дети», чтобы быть более инклюзивными, но исходный язык ясен). Изучение Писания совершенно ясно показывает, что «сын Божий» никоим образом не означает «Бог».
4. Попытка доказать Троицу с помощью фразы «Сын Божий» поднимает вопрос, который часто упускают из виду в спорах о том, существует ли Троица, и этот вопрос связан со словами и тем, как они определяются. Библия не была написана в вакууме, и ее словарь был общеупотребительным в культуре того времени. Слова, которые произносятся «на улице» каждый день, имеют значение. Если кто-то пишет письмо, для читателя естественно предположить, что определения слов в письме являются определениями, общими для современной культуры. Если пишущий использует слова новым или необычным образом, ему нужно будет сказать об этом в письме, иначе читатель может неправильно понять, что он говорит.
Слово «сын» является хорошим примером. Мы знаем, что означает это слово, и мы знаем, что если есть отец и сын, то сын пришел после отца. Бог ясно назван Отцом, а Христос ясно назван Сыном. Таким образом, значение должно быть простым и ясным. Но согласно учению о Троице, Отец и Сын оба «вечные». Это учение сводит на нет четкие определения слов и делает словарь «таинственным». Нет места в Писании, где говорится, что значения слов, описывающих Сына, были изменены с их обычного значения на какое-то «новое и особое» значение.
Чтобы объяснить проблему, которую создала их доктрина, тринитарии говорят, что Сын был «вечно рожден», но сама эта фраза создает две проблемы. Во-первых, ее нет в Писании, и она приводит к ошибочному учению о том, что Библия не содержит слов, достаточных для объяснения ее собственных доктрин. Во-вторых, сама фраза бессмысленна и просто способствует убеждению, что Библия в основном «таинственна» и не может быть постигнута средним христианином. В конце концов, «вечный» означает «без начала», а «рожденный» означает «рожденный», что ясно указывает на начало. Тот факт, что эти два слова по своей сути противоречивы, и есть причина, по которой мы говорим, что их объединение дает бессмысленное слово.
Доктрина Троицы вызвала ряд проблем с лексикой Нового Завета. Например, в Послании к Евреям 1:2 упоминается, что Иисус Христос был сделан «наследником» Богом. По определению, никто не является своим собственным наследником. Говорить, что Христос — Бог, а затем говорить, что Христос — наследник Бога , — это бессмыслица, и это злоупотребление словарем, который Бог использовал, чтобы сделать Свое Слово доступным для простых христиан и правдоподобным для тех, кто еще не спасен. Это превращает простую истину Библии в «тайну», которую никто не может понять.
Есть много слов, которые указывают на то, что Иисус не был равен Отцу. Христос был «сделан Господом»; он был «назначен» Богом; он «повиновался» Богу; он исполнял волю Божию, а не свою собственную; он молился Богу; он называл Бога «моим Богом» и т. д. и т. п. Учение о триединстве противоречит выводу, к которому любой неидеологизированный читатель пришел бы, читая эти писания, и настаивает на том, что Отец и Сын равны. Тринитарии учат, что человеческая природа (но не Божественная природа) Христа была подчинена Отцу, и именно поэтому Библия сформулирована именно так. Мы считаем, что учение искажает ясные и простые слова Писания, и мы указываем на то, что нет ни одного стиха, который говорил бы, что у Христа было две природы. Историки признают, что учение о двух природах было «прояснено» на поздних стадиях дебатов о природе Христа (на самом деле шесть из семи Вселенских соборов так или иначе рассматривали природу Христа), и мы считаем, что единственной причиной, по которой было изобретено учение о двух природах, была поддержка Троицы.
Тринитарная концепция двух природ также навязывает «таинственную» интерпретацию в остальном ясных стихов о человечности Иисуса. Интерпретация стихов об Иисусе довольно проста. Он был из рода Давида и «уподобился братьям во всем» ( Евр. 2:17 ). Он был «Последним Адамом» ( 1 Кор. 15:45 ), потому что, как и Адам, он был прямым творением Бога. Снова и снова Библия называет его «человеком». Однако эти слова не являются подлинными, если Христос был и 100-процентным Богом, и 100-процентным человеком. Как кто-то может честно сказать, что Иисус является и полностью Богом, и полностью человеком, а затем сказать, что он подобен своим братьям во всем? Стандартное «объяснение», данное здесь, заключается в том, что «это тайна, и никто не может ее постичь». Мы просим читателя внимательно рассмотреть выбор, стоящий перед вами. Мы выступаем за то, чтобы читать слова в Библии, а затем просто верить в то, что они говорят. Мы утверждаем, что человек не может этого сделать, если он верит в Троицу. Тринитарное учение заставляет значения таких ясных и простых слов, как «Отец», «Сын», «наследник» и «человек», приобретать новые и «таинственные» значения.