Римлянам 9:5 Да будет благословен Христос, Бог всего сущего.
1. Изучающий Библию должен знать, что в оригинальном тексте не было знаков препинания, и поэтому в некоторых случаях существует более одного способа перевода стиха, не нарушающего грамматику текста (см. примечания к Евреям 1:8 ). Тогда как нам прийти к правильному переводу и значению, тому, в которое Бог, Автор, хотел, чтобы мы верили? В большинстве случаев контекст, как непосредственный, так и отдаленный, откроет нам, что Он пытается сказать. Вся Библия складывается таким образом, что одна часть может дать нам подсказки для толкования другой части. Серьезный исследователь Библии будет черпать информацию из объема Писания, чтобы помочь в толковании любого стиха. Римлянам 9:5 — один из стихов, который можно переводить по-разному, и поэтому контекст и объем Писания помогут нам определить правильное толкование. Обратите внимание на приведенные ниже примеры, что переводчики и переводческие комитеты сильно различаются в своем подходе к Римлянам 9:5 :
RSV : «Им принадлежат патриархи, и от них по плоти Христос. Бог, сущий над всеми, да будет благословен вовеки. Аминь». Моффат : «Патриархи принадлежат им, и Христос также принадлежит им (насколько это касается естественного происхождения). (Да будет благословен во веки веков Бог, который над всем! Аминь.)» KJV : «Их и отцы, и от них по плоти произошел Христос , сущий над всем Бог, благословенный во веки. Аминь». NAS : «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки. Аминь». NIV : «Их — патриархи, и от них происходит человеческое происхождение Христа, который есть Бог над всем, вечно хвалимый! Аминь». Хотя точная формулировка приведенных выше переводов различается, они делятся на две основные категории: те, которые сформулированы так, чтобы сделать Христа Богом, и те, которые превращают последнюю фразу в своего рода хвалебную речь или славословие, ссылаясь на Бога Отца. RSV и Moffatt являются яркими примерами последнего.
2. В «Доктрине Троицы » Р. С. Фрэнкс, тринитарий и почетный ректор Западного колледжа в Бристоле, пишет:
Следует добавить, что Рим. 9:5 не может быть приведено для доказательства того, что Павел когда-либо думал о Христе как о Боге. Состояние этого случая находится на полях RV... Он [Павел] никогда не покидает почву еврейского монотеизма. Было отмечено, что Рим. 9:5 не может быть использовано для того, чтобы поставить под сомнение это утверждение. Напротив, Апостол говорит о Боге не только как об Отце, но и как о Боге Господа нашего Иисуса Христа» [1]
3. Существуют веские доказательства из обоих ближайших отдаленных контекстов, что последняя фраза этого стиха является хвалебной речью или славословием Богу Отцу. «Бог над всем» и «Бог благословен во веки» используются в отношении Бога Отца в других местах Нового Завета ( Рим. 1:25 ; 2 Кор. 11:31 ; Еф. 1:3 ; 4:6 ; 1 Тим. 6:15 ). Напротив, ни одна из фраз никогда не используется в отношении Христа. Было бы крайне необычно брать хвалебные речи, которые обычно использовались в отношении Бога, и внезапно и без комментариев или объяснений применять их к Христу.
4. Вопрос о том, почему эти слова вообще есть в тексте, дает нам ключ к их пониманию. Павел пишет о том, как Бог особенно благословил евреев. Стихи, находящиеся непосредственно перед Римлянам 9:5, указывают на то, что Бог дал им усыновление, славу, заветы, закон, поклонение, обетования, патриархов и даже человеческое происхождение Иисуса Христа. Как они благословенны! Неудивительно, что вставлена хвалебная речь Богу: «Бог, Который над всем, будь благословен вовеки! Аминь».
5. Весь контекст Римлянам 9:5 описывает Божьи благословения для иудеев, которые имеют наследие агрессивного монотеизма. Вставка о том, что Христос — Бог, кажется совершенно неуместной. Это особенно верно, когда мы понимаем, что Павел пишет таким образом, чтобы завоевать иудеев. Например, он называет их «родными моими по плоти» (ст. 3 — NRSV ) и говорит, что у него в сердце скорбь и тоска по ним (ст. 2 — NRSV ). Разве он тогда вставил бы в этот раздел фразу, которая, как он знал, будет оскорбительной для тех самых иудеев, по которым он скорбит и которых он пытается завоевать? Конечно, нет. Напротив, после того, как он просто сказал, что Христос произошел из рода патриархов, что иудеи с подозрением относились к этому, хвалебная речь Отцу заверила бы иудеев, что не было никакого идолопоклонства или ложного возвышения Христа, но что он был частью великого благословения Божьего.