Ефесянам 4:7-8 (7) Каждому же из нас дана благодать, как уделил ее Христос. (8) Вот почему сказано: «Восшед на высоту, Он вел пленников Своих и дал дары человекам».
1. Стих 8 — это цитата из Ветхого Завета, где контекст относится к тому, что сделал Бог, поэтому некоторые говорят, что если стих применяется к Христу, то Христос должен быть Богом. Однако часто бывает так, что стих интерпретируется одним образом в Ветхом Завете, а затем применяется или интерпретируется по-другому в Новом Завете. Примеров этого довольно много, и это не оспаривается теологами. Таким образом, нет ничего необычного в том, что цитата из Ветхого Завета может быть приспособлена ко Христу.
Много было написано на тему приспособления стихов Ветхого Завета к обстоятельствам Нового Завета, и мы отсылаем заинтересованных читателей к любой хорошей теологической библиотеке. Одной из иллюстраций этого является заголовок «Первый и Последний» (см. примечания к Откр. 1:17 ). Другой — пророчество в Осии 11:1 . Осия говорит об Израиле, выходящем из Египта, но в Матфея 2:15 Бог приспосабливает значение к Христу, выходящему из Египта ребенком. Еще один хороший пример — Иеремия 31:15 . В этом пророчестве «Рахиль», мать Вениамина, плакала, потому что ее дети, израильтяне, были уведены в плен в Вавилон. Ей было сказано не плакать, потому что «они возвратятся из земли неприятельской» (31:16). Однако стих о плаче Рахили был взят из ветхозаветного контекста и приспособлен к убийству детей в Вифлееме во время рождения Христа ( Мф. 2:18 ).
Другой пример встречается в приспособлении Псалма 68:25 к Иуде. В Псалме 68 Давид взывает к Богу, чтобы Он избавил его от врагов. Он взывал к Богу: «Ненавидящих меня без причины больше, чем волос на голове моей» (ст. 4). Он молился: «Приди и избавь меня, избавь меня от врагов моих» (ст. 18), и он продолжал: «Да будет место их пусто, да не будет живущего в шатрах их» (ст. 25). Петр увидел через откровение, что Псалом 68:25 может быть приспособлен к Иуде, и сказал ученикам вокруг него: «В книге Псалмов написано: «Да будет место его пусто, да не будет живущего в нем»» ( Деяния 1:20 ).
Поскольку ясно, что пророчества Ветхого Завета перенесены в Новый Завет и приспособлены к обстоятельствам Нового Завета, легко понять, что некоторые пророчества о Боге, действующем в Ветхом Завете, перенесены в Новый Завет и применены ко Христу. Это вполне понятно, потому что теперь Христос имеет «всю власть» и был сделан Главой Церкви. Он был поставлен выше всех начальств и властей, и Ему дано имя выше всякого имени. Поэтому, когда Бог приспосабливает пророчество или писание о Себе ко Христу, это не означает, что Христос есть Бог, так же как Осия 11:1, приспособленная ко Христу, не означает, что Христос на самом деле является народом Израиля.
2. Более подробную информацию о том, как Бог действует через Христа и как Христос берет на себя обязанности, которые были у Бога, см. в Евангелии от Луки 7:16 (Бог «посетил» Свой народ через Иисуса), в Евангелии от Луки 8:39 (Бог действует через людей) и в Послании к Римлянам 10:13 (Иисусу даны обязанности, которые Бог имел в Ветхом Завете).