Евреям 1:10 В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих.
1. Этот стих цитируется из Ветхого Завета ( Пс.102:25 ), где он применялся к Яхве , а автор Послания к Евреям берет его из Псалмов и применяет к Иисусу Христу. Тема стиха меняется с Яхве (Ветхий Завет) на Иисуса Христа (Новый Завет). Поэтому имеет смысл, что приписываемое действие также меняется. Многие стихи Ветхого Завета свидетельствуют о том, что Бог сотворил изначальные небеса и землю ( Быт. 1:1 и т. д. ). Однако и Ветхий Завет, и Новый Завет говорят нам, что после тех, на которых мы сейчас живем, будут новые небеса и земля. Фактически, их будет еще двое. Сначала небо и земля Тысячелетия, 1000 лет правления Христа на земле, которая погибнет ( Ис. 65:17 ; Откр. 20:1-10 ), а затем небо и земля Откровения 21:1 и далее , которые будут существовать вечно. Контекст ясно показывает, что Евреям 1:10 говорит об этих будущих небесах и земле. Если мы просто продолжим читать в Евреям, помня, что в оригинальных текстах не было разделения на главы, Писание говорит нам: «Не ангелам покорил Он будущую вселенную, о которой мы говорим » ( Евр. 2:5 ). Этот стих очень ясен. Тема этого раздела Писания — не нынешние небеса и земля, а будущие небеса и земля. Читатель должен помнить, что слово «начало» не обязательно должно применяться к абсолютному началу времени, а скорее к началу чего-то, на что ссылается автор (см. примечание об этом в Иоанна 6:64 ). Когда этот стих относится к работе Отца, как в Ветхом Завете, он относится к началу всех небес и земли. Когда он применяется к Сыну, он относится к началу его работы, а не к началу всего творения, как ясно сказано в Евреям 2:5 .
2. Хотя мы приписываем объяснение выше, ряд теологов читают этот стих и видят в нем ссылку на Отца, что является явной возможностью. Стих 10 начинается со слова «и» в греческом тексте, поэтому стихи 9 и 10 соединены. Поскольку стих 9 заканчивается словами: «Твой Бог поставил тебя [Христа] выше твоих товарищей, помазав тебя елеем радости», эти теологи видят ссылку на «Господа» в начале стиха 10 как ссылку на последнего упомянутого Бога, т. е. Отца. Нортон объясняет эту точку зрения:
Итак, последний упомянутый Бог был Богом Христа, который помазал его; и автор [Послания к Евреям], обращаясь к этому Богу, разражается празднованием его силы, и особенно его неизменной продолжительности; на чем он останавливается, чтобы доказать устойчивость царства Сына... т. е. Ты [Бог], который обещал ему такой престол, есть тот, кто положил основание земли. Таким образом, кажется, что это заявление о неизменности Бога, сделанное здесь, чтобы убедиться в долговечности царства Христа, упомянутого ранее; и скорее так, потому что этот отрывок изначально использовался для той же цели в 102-м Псалме, а именно . [Автор использует KJV ] Чтобы вывести отсюда этот вывод, « И дети рабов Твоих пребудут, и семя их утвердится пред Тобою. Подобным же образом здесь доказывается, что престол Сына должен быть утвержден во веки веков , тем же аргументом, а именно, неизменностью Бога». [1]
Богословы, такие как Нортон, говорят, что в Ветхом Завете этот стих показывает, что неизменный Бог действительно может исполнить Свои обещания, и они видят, что он используется точно так же в Послании к Евреям: поскольку Бог сотворил небеса и землю и поскольку Он не прейдет, Он может обещать вечное царство Своему Сыну.
Авторы, которые считают, что этот стих относится к Сыну:
Бротон и Саутгейт, стр. 289-295
Баззард, стр. 161 и 162
Раковский катехизис , стр. 95-105.
Авторы, которые считают, что этот стих относится к Отцу: