Иоанна 17:5 И ныне прославь Меня, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
1. Нет никаких сомнений в том, что Иисус «существовал» до начала мира. Но существовал ли он буквально как личность или в Божьем предвидении, «в уме Бога»? И Христос, и корпоративное существо в Теле Христовом, Церковь, существовали в Божьем предвидении до того, как были живы. Христос был «логосом » , «планом» Бога с самого начала, и он стал плотью только тогда, когда был зачат. Именно тринитарное предубеждение заставляет людей вчитывать в этот стих реальное физическое существование, а не образное существование в уме Бога. Когда во 2 Тимофею 1:9 говорится, что каждому христианину была дана благодать «до начала времен», никто не пытается доказать, что мы на самом деле были живы с Богом тогда. Все признают, что мы были «в уме Бога», т. е . в Божьем предвидении. То же самое верно и в отношении Иисуса Христа. Его слава была «у Отца» до начала мира, и в Иоанна 17:5 он молился, чтобы она проявилась.
2. Иисус молился о том, чтобы у него была слава, предсказанная Ветхим Заветом, которая была в уме Бога Отца еще до начала мира, и которая воплотится в реальность. Однако тринитарии учат, что Иисус молился о славе, которую он имел с Богом за много лет до своего рождения, и они утверждают, что это доказывает, что у него был доступ к разуму и памяти его «Божественной природы». Однако, если бы, будучи человеком, Иисус «помнил», что был во славе с Отцом до начала мира, тогда он бы знал, что он был Богом во всех смыслах. Он бы вообще не думал о себе как о «человеке». Если бы он знал, что он был Богом, он бы не был и не мог бы быть «искушаем во всем, как и мы», потому что ничто из того, с чем он столкнулся, не было бы для него «реальным» искушением. У него не было бы страха и мыслей о неудаче. Нет никакого реального смысла, в котором Писание могло бы фактически сказать, что он был «уподоблен братьям во всем» ( Евреям 2:17 ), потому что он был бы совсем не похож на нас. Более того, Писание говорит, что Иисус «возрастал» в познании и мудрости. Это было бы неправдой, если бы Христос имел доступ к некоему типу Божественной природы с бесконечным знанием и мудростью.
Мы считаем, что Иоанна 17:5 является прекрасным примером стиха, который демонстрирует необходимость ясного мышления относительно учения о Троице. Стих можно четко истолковать честным и библейски обоснованным образом, и он показывает, что Христос был человеком, но был в предвидении Бога как Божий план спасения человечества. Его также можно использовать так, как используют его тринитарии: для доказательства Троицы. Однако, когда его используют таким образом, он открывает Христа, с которым мы, христиане, не можем по-настоящему отождествить себя. У нас нет божественной природы, которая помогла бы нам, когда мы искушаемся, или находимся в беде, или нам не хватает знаний или мудрости. Библия говорит, что Христос может «сострадать нам в немощах наших», потому что он «был искушен во всем, как и мы » ( Евреям 4:15 ). Суть этого стиха очень проста. Поскольку Христос был таким же, как мы, и был искушаем во всем, как и мы, он может сострадать нам. Однако если бы он не был «таким же, как мы», то он не смог бы нам сочувствовать. Мы утверждаем, что превращение Христа в Богочеловека делает невозможным реальное отождествление с ним.
3. Молитва Иисуса в Иоанна 17 дает нам, христианам, прекрасный пример. Он излил свое сердце Отцу, «единому истинному Богу» ( Иоанна 17:3 ), и молился, чтобы пророчества Ветхого Завета о нем исполнились.
4. О связи Христа с Планом Бога см. примечания к Иоанна 1:1 . Подробнее о Христе в Божьем предвидении см. примечание к Иоанна 8:58 .