Из курса изучения Библии по систематической теологии, представленного конференцией штата Миннесота. Эти уроки адаптированы из книги «Систематическая теология» Альвы Г. Хаффера
Библия учит, что есть один Бог, Отец, и один Мессия и Господь, Иисус Христос, который есть божественно зачатый Сын Божий. Это очень важные истины, и это приложение предоставит доказательства, которые их подтверждают. При этом это приложение также покажет, что Иисус Христос является полностью человеческим «Сыном Божьим», а не «Богом Сыном», и таким образом оно также предоставит доказательства, которые показывают, что Библия не учит доктрине Троицы.
Для ясности полезно понять, что такое Троица. Ортодоксальное учение о Троице (т. е. общепринятое учение) заключается в том, что Отец — Бог, Сын — Бог и «Святой Дух» — Бог, и все трое равны, вечны и имеют одну и ту же сущность, и что вместе эти три индивидуальных «Лица» являются одним триединым Богом; также Иисус — и 100% Бог, и 100% человек, и как божественная, так и человеческая природа Иисуса живут вместе в его теле из плоти. Учение о Троице, хотя и широко распространено, никогда не излагается в Библии.
В отличие от веры в Троицу, библейские унитарианцы верят, что есть только один Бог — Отец. У Отца был Сын, зачатый и рожденный около 2000 лет назад; он — рожденный Сын Божий, и мы знаем его как Иисуса Христа. Иисус Христос — полностью человек, как и все остальное человечество. Мы представляем это приложение не для того, чтобы вызвать вражду или напасть на кого-либо, а скорее потому, что мы верим, что честное и тщательное изучение библейских свидетельств подтвердит, что только Отец является Богом, а Иисус — Его сотворенный Сын. Кроме того, мы считаем, что христианам важно знать правду о Боге, Иисусе и святом духе.
[Чтобы более полно понять Святой Дух, см. Приложение 7 : «Что такое Святой Дух?»]
Истина имеет ценность, и Бог и Иисус заслуживают того, чтобы их знали такими, какие они есть на самом деле. Есть один Бог, Отец. Он не триедин, и поэтому Он не разделяет Свою идентичность с двумя другими «Лицами». То, что только Отец является Богом, возвышает Его до Его законного положения как единого Бога Библии, Творца вселенной и Того, кого мы любим всем нашим сердцем, душой, разумом и силой. Аналогичным образом, знание того, что Господь Иисус есть тот, кем Петр назвал Его, «муж одобренный Богом» ( Деяния 2:22 KJV), возвышает Его до Его законного положения. Он — единородный Сын Божий, который любил так сильно, что жил безгрешной, послушной жизнью и умер на кресте за нас. Бог воскресил Его из мертвых, и теперь Он стоит по правую руку от Бога как второй по команде Бог, управляя делами Божьими.
То, что открыто признают теологи, но не знают многие христиане, заключается в том, что доктрина Троицы не изложена в Библии. Она «построена» путем объединения утверждений, которые, как говорят, поддерживают ее. Но поскольку большинство христиан верят, что Троица — это тайна, и никто не может ее понять, доктринальные дискуссии о ней часто избегаются или отбрасываются и игнорируются. Хуже того, учение о том, что Троица — это «тайна», использовалось как дубинка для избиения сомневающихся и инакомыслящих, и этих сомневающихся часто клеймят как «еретиков», а их роль в христианстве принижается (идея о том, что Троица — это тайна, рассматривается в разделе 20 ниже).
Таким образом, Троица стоит как неоспоримая, но никогда не понимаемая крепость в центре христианства. Но христиане должны черпать свое учение из Библии. Что, если тщательное изучение Библии покажет, что Троицы нет? Что, если тщательное изучение покажет, что Яхве был единым Богом Библии, а Иисус был тем, кем его назвал Петр, «человеком, одобренным Богом», а не «Богочеловеком»? Что, если «тайна» Троицы была вовсе не тайной, а ошибочной доктриной, которая была сформулирована с течением времени? Это исследование покажет, что Иисус действительно был полностью человеческим человеком, одобренным Богом.
Это короткое приложение может только суммировать некоторые основные моменты о том, кем на самом деле являются Бог и Иисус Христос. Для дальнейшего изучения в конце этого приложения включена библиография некоторых книг по этой теме. Кроме того, это приложение не имеет целью объяснять стихи, которые традиционно используются для поддержки учения о Троице, такие как Иоанна 10:30 или Иоанна 8:58 . Каждый из этих стихов можно понимать таким образом, чтобы поддерживать библейскую унитарианскую позицию, и они рассматриваются в комментариях к этим отдельным стихам.
1) Основные проблемы учения о Троице Слово «Троица» отсутствует в Библии. Хотя это не исключает возможного существования Троицы, это подтверждает, что учение небиблейское.
Тринитарии различаются, иногда очень сильно, в своих определениях Троицы. Восточная Православная Церковь отличается от Западной Церкви в отношении «Святого Духа» к Отцу и Сыну. Кроме того, тринитарии, которые придерживаются «классического» определения Троицы, что Иисус был на 100% Богом и на 100% человеком, пока был на земле, верят иначе, чем кенотические тринитарии, которые считают, что Иисус отложил свою божественность, когда был человеком на земле. Пятидесятники-единственники говорят, что классическая формула Троицы совершенно неверна. Тем не менее, все они утверждают, что Христос — Бог, и что Библия поддерживает их позицию.
Изучение истории христианской церкви показывает определенное развитие учения о Троице на протяжении веков. Например, ранняя форма Апостольского символа веры, которая, как полагают, датируется временем вскоре после самих апостолов, не упоминает Троицу или двойственную природу Христа. Более того, в нем говорится только: «Я верю в „святого духа“», что может с таким же успехом относиться как к дару святого духа, так и к третьей «Личности» в Троице. Никейский символ веры, написанный в 325 г. н. э. и измененный позже, добавил материал о том, что Иисус Христос является «вечно рожденным» и «истинным Богом», и о том, что Святой Дух является «Господом». Но именно Афанасьевский символ веры, скорее всего, составленный в конце 400-х или начале 500-х гг. н. э., был первым символом веры, в котором явно излагалось учение о Троице, и он включает в себя то, что если человек не верит в него, он не спасен, но погибнет навеки. Однако утверждение, что человек, не верящий в Троицу, не спасен, противоречит Библии. Например, когда Петр обращался к иудеям в день Пятидесятницы, он не упомянул Троицу или то, что Иисус был Богом во плоти, однако около 3000 человек в зале были спасены ( Деяния 2:41 ).
Одним из самых убедительных аргументов в пользу библейского унитаризма является то, что Бог никогда не описывается как состоящий из «трех». Не «трех», «три-в-одном», «Отца, Сына и Святого Духа» или трех Лиц, составляющих одного Бога. Многие тринитарии указывают на Матфея 28:19 , где перечислены Отец, Сын и Святой Дух, но он не называет троих из них «Богом». Матфея 28:19 не определяет Бога, он устанавливает власть, которой ученики будут крестить: властью Бога, Христа и силой святого духа. Простое упоминание трех вещей вместе не делает их «Богом». Например, если в Матфея 28:19 написано: «Крестите их во имя (т. е. власть) Авраама, Исаака и Иакова», это не сделало бы этих трех людей «одной Личностью».
Кроме того, две сущности Иисуса (он был полностью Богом и полностью человеком) полностью отсутствуют в Писании. Об Иисусе никогда не говорится, что у него было две сущности, две личности, два ума или два духа внутри. Он всегда рассматривается как одна личность с одним умом.
Тринитарии утверждают, что «троичность» Троицы так же важна, как и Его Единственность, но в Библии ни разу не упоминается «троичность» Бога, тогда как Его Единственность упоминается многократно (например, Втор. 4:35 ; 6:4 ; Ис. 44:6 , 8 ; Иоанна 5:44 ; 17:3 ; 1 Кор. 8:6 ).
Нет ни одного стиха, который определял бы Бога как Отца, Сына и Святого Духа. Нет стихов, которые определяли бы Бога как троицу, троицу в одном или множественность. Нет ни одного стиха, который бы говорил о том, что у Иисуса две природы или два ума. Нет ни одного стиха, который бы говорил, что Иисус — Богочеловек или что он полностью Бог и полностью человек. Нет стихов, которые бы называли Иисуса «вечно рожденным»; Библия говорит, что он был рожден или «рожден» Марией. Кажется, если бы учение о Троице было подлинным и центральным для христианской веры, как утверждают почти все тринитарии, и особенно если бы вера в него была необходима для спасения, как учат многие тринитарии, это было бы ясно указано в Библии и в самых ранних христианских символах веры. Троица не «скрыта», и это не «тайна», ее просто нет.
2) В Ветхом Завете нет Троицы. Бог дал Писание еврейскому народу, и еврейская религия и поклонение, которые исходят из этого откровения, не содержат никаких ссылок или учений о триедином Боге. Поскольку Бог дал Ветхий Завет евреям, они, несомненно, были способны читать и понимать его, но они никогда не видели в нем учения о Троице; на самом деле, совсем наоборот. На протяжении всей своей истории евреи яростно отстаивали тот факт, что есть только один Бог.
Сам Иисус связал величайшую заповедь в Законе с тем, что существует только один Бог. Эксперт по ветхозаветному закону спросил Иисуса, какая из заповедей самая важная. Иисус сказал ему: «Первая из всех заповедей : слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и возлюби Господа Бога твоего…» ( Марка 12:29-30 KJV). Еврейский ученый, в соответствии с учением раввинов и откровением и обрядами, данными евреям, поверил бы, что Яхве был единственным истинным Богом. Но Иисус никогда не поправлял его и не пытался изменить его убеждения, он просто усилил то, во что этот человек уже верил, — что только Яхве был Богом.
Более того, местоимения в Библии, которые относятся к «Богу», являются единственным числом, и их много. «Еврейская Библия и Новый Завет содержат более двадцати тысяч местоимений и глаголов, описывающих Единого Бога» (Энтони Баззард и Чарльз Хантинг, Доктрина Троицы: Самоповреждение Христианства , International Scholars Publications, Нью-Йорк, 1998, стр. 17). К местоимениям единственного числа относятся «я», «мой» и «он».
Мы ожидали бы, что местоимения, которые относятся к «Отцу», к Иисусу и к «Святому Духу», были бы в единственном числе, если бы существовала Троица, но поскольку Троица учит, что «Бог» триедин и состоит из трех «Лиц», то местоимения, связанные с «Богом», были бы во множественном числе. Это особенно актуально, потому что согласно тринитарной доктрине, каждая «Личность» в триедином Боге индивидуально вездесуща, индивидуально всезнающа; индивидуально всемогуща, и каждая индивидуально имеет свою собственную волю, свой собственный разум (вот почему Иисус мог сказать Отцу: «не Моя воля, но Твоя да будет»). В Иоанна 3:16 (REV) говорится: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь в будущем веке». Но если бы «Бог» состоял из трех равных существ, каждое из которых имело свой собственный разум и вместе согласилось послать Христа, мы бы ожидали, что он скажет: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдали Сына Отца Единородного…». Тот факт, что местоимения в Библии относятся к «Богу» как к единственному существу, свидетельствует об отсутствии Троицы.
3) Ветхий Завет предсказал, что Иисус будет человеком. Ветхозаветные пророчества о грядущем Мессии предсказывали, что он будет человеком. Если мы поймем и поверим в это, это прояснит множество заблуждений об Иисусе. Например, если он был полностью человеком, а не частично человеком и частично Богом, то у него было начало, которое было временем его зачатия (см. Мф. 1:20 и раздел 9 ниже). Более того, он не мог существовать до того, как был зачат; люди не существуют до того, как они зачаты, и это означает, что Иисус не существовал в Ветхом Завете, кроме как в уме Бога и в ожидании людей. Согласно ветхозаветным пророчествам, Мессия будет потомком Евы ( Быт. 3:15 ); потомком Авраама ( Быт. 12:3 ; 18:18 ; 22:18 ), потомком Иуды ( Быт. 49:10 ); пророк, подобный Моисею ( Втор. 18:15 ); сын Давида ( 2 Цар. 7:12-13 ; Ис. 11:1 ); царь, правящий под началом Яхве ( Пс. 109:1 ); и правитель из народа Израиля ( Иер. 30:21 ). Это объясняет, почему все люди ожидали человеческого Мессию.
Даже Мария, мать Иисуса, ожидала человеческого Мессию и не знала, как она могла родить Мессию без секса с мужчиной ( Луки 1:34-35 ). Хотя некоторые тринитарии утверждают, что есть несколько пророчеств Ветхого Завета, таких как Исаия 9:6 и Михей 5:2 , которые показывают, что Иисус есть Бог, важно отметить, что древние иудеи, которым были даны эти пророчества, никогда не понимали их в том смысле, что их Мессия будет и Богом, и человеком. Эти несколько пророчеств можно перевести и понять в библейском унитарианском ключе.
[Более подробную информацию см. в комментариях REV к Ис. 9:6 и Мих. 5:2 .]
Псалом 109:1 заслуживает особого внимания, поскольку он особенно ясен, но был неправильно понят и искажен. Большинство английских версий читаются как ESV: «Господь говорит моему Господу…». Слово «Господь» — это Яхве, но многие тринитаристы утверждают, что «мой Господь» в этом стихе — это еврейское слово adonai , другое имя Бога, и, следовательно, является доказательством божественности Мессии. Но еврейский текст не использует adonai , он использует adoni (произносится как a-do-'nee), которое всегда используется в Писании для описания человеческих хозяев и господ, но никогда Бога.
Еврейские слова адони и адонай имеют один и тот же корень, адон , и это слово указано в конкордансах и большинстве словарей, что является одной из причин, по которой мы должны использовать фактический еврейский текст, чтобы понять, что говорится в Псалме 109:1 . Разница между адон («корневое» слово), адони («господин», всегда используемое по отношению к людям или ангелам) и адонай (которое используется по отношению к Богу и иногда пишется адонай ) имеет решающее значение для понимания Псалма 109:1 . Тот факт, что еврейский текст использует слово адони в отношении Мессии в Псалме 109, является хорошим подтверждающим доказательством того, что Мессия не является Богом, и является одной из причин, по которой евреи ожидали, что Мессия будет человеческим правителем, как и другие цари, правившие под началом Яхве.
Ветхий Завет также называет Мессию «подобным сыну человеческому». Фраза «сын человеческий» была семитской идиомой для обозначения человека и использовалась таким образом на протяжении всего Ветхого Завета. Но когда Даниил назвал Мессию «подобным сыну человеческому» ( Дан. 7:13 ), фраза «сын человеческий» также стала титулом Мессии. Это объясняет, почему Иисус называл себя «сыном человеческим» много раз (ср. Мф. 8:20 ; 9:6 ; 10:23 ; 11:19 ; 12:8 , 40 ; 13:41 ; 16:13 , 27 , 28 и т. д.). Использование «сына человеческого» по отношению к Мессии является еще одним доказательством того, что Иисус был полностью человеком, и еще одной причиной, по которой люди ожидали, что Мессия будет человеком.
4) Новый Завет учит, что Иисус был человеком. Новый Завет учит, что Иисус был человеком. Во-первых, сам Иисус так сказал. Например, в Иоанна 8:40 Иисус сказал, что он был « человеком , сказавшим вам истину» (выделено нами). Иисус не был неискренним и не скрывал свою «божественную природу». Он делал фактическое заявление, которое подкрепляло то, чего иудеи ожидали от Мессии — что он будет полностью человеческим человеком.
Апостолы также учили, что Иисус был человеком. Например, в своей проповеди толпам, собравшимся в День Пятидесятницы, апостол Петр сделал очень ясное заявление, что Иисус был человеком, одобренным Богом: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назарянина, Мужа, одобренного Богом между вами силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас…» ( Деяния 2:22 KJV). Здесь Петр ясно учил, что Иисус был человеком, и что Бог творил чудеса «через Него».
Кажется, если бы Троица действительно существовала, то, когда Петр собрал тысячи набожных иудеев в День Пятидесятницы, это было бы подходящим временем, чтобы познакомить их с ней. Но вместо этого Петр сказал иудеям, что Иисус был Мессией, которого они ожидали: человеком, одобренным Богом.
Как и Петр, Павел также учил, что Иисус был человеком. Например, когда он был в Афинах, Павел учил толпу неспасенных язычников об Иисусе Христе и сказал, что Бог будет судить мир «через мужа, которого Он поставил» ( Деяния 17:31 ). Павел никогда не говорил и не подразумевал, что Иисус был кем-то, кроме «человека». Но особенно потому, что греческая аудитория Павла была политеистической, кажется, что если бы была Троица, Павел учил бы об этом толпу. В то время как иудеи, вероятно, были бы очень расстроены, если бы кто-то учил, что есть Троица, эти политеистические греки почти наверняка не были бы расстроены, поэтому это было бы идеальное время, чтобы познакомить людей с этой темой. Но вместо этого Павел сказал, что Иисус был человеком, назначенным Богом.
Есть ряд других стихов Нового Завета, в которых говорится, что Иисус был человеком. Например, в Послании к Римлянам говорится, что человек, Адам, ввел грех в мир, а также что человек должен был искупить его от греха. В Послании к Римлянам 5:15 (ESV) говорится: «Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих». Некоторые теологи учат, что только Бог может заплатить за грехи человечества, но Библия конкретно говорит, что это должен сделать человек. В Послании к Коринфянам говорится то же самое, что и в Послании к Римлянам. Там говорится: «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых» ( 1 Кор. 15:21 NASB).
В 1 Тимофею 2:5 говорится, что именно Иисус, человек, был посредником между Богом и людьми. В 1 Тимофею 2:5 (ESV) говорится: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и людьми, человек Христос Иисус». Этот стих называет Иисуса Христа «человеком» даже после его воскресения.
Доктрина триединства пытается объяснить стихи, в которых говорится, что Иисус был человеком, говоря, что он был человеком, но он также был 100% Богом в то же время. Но с этим есть проблемы. Одна из них заключается в том, что нет ни одного стиха, который бы говорил, что Иисус был и Богом, и человеком. Доктрина Богочеловека построена из многих стихов. Более того, ученые признают, что во всем Новом Завете есть только около восьми стихов, которые можно понять как утверждение, что Иисус есть Бог, и каждый из них может быть либо переведен таким образом, чтобы поддержать библейскую унитарианскую позицию, либо оспорен текстуально, либо может быть объяснен с помощью использования слова «Бог» в культуре. Напротив, ясные стихи, в которых Иисус назван «человеком», например, когда Петр или Павел учили своих слушателей, что Иисус был человеком, назначенным Богом, не оспариваются, и в контексте, кажется, нет никаких веских причин, по которым эти люди не сказали бы, что Иисус был Богочеловеком, если на самом деле он был таковым.
На самом деле, книга Послания к Евреям, кажется, проясняет эту тему, когда говорит, что когда Иисус был на земле, он был уподоблен нам во всем: «Посему Он [Иисус] должен был уподобиться братьям во всем, чтобы быть милостивым и верным первосвященником перед Богом» ( Евр. 2:17 ESV). Этот стих показывает, что Иисус не был одновременно полностью человеком и полностью Богом. Если бы он был, он не был бы похож на нас во всех отношениях. Если мы верим, что Иисус был полностью человеком, этот стих можно считать полностью истинным, но если Иисус полностью Бог и полностью человек, он в лучшем случае сбивает с толку. Ни у кого из нас не было бы сомнений, беспокойств и страхов, которые есть у нас, если бы мы были Богом. Говоря, что Иисус был уподоблен нам во всем, Библия очень прямо говорит, что Иисус не был «и Богом, и человеком».
5) Иисус был подобен Адаму Адам, первый человек, был полностью человеком и своим грехом принес грех в мир. Иисуса называют «последним Адамом» ( 1 Кор. 15:45 ), но кажется, что это обозначение было бы неуместным, если бы Иисус не был полностью человеком, как и Адам. Кроме того, Адама называют «типом» Иисуса Христа ( Рим. 5:14 ). Слово, переведенное как «тип» во многих английских версиях, является переводом греческого слова tupos ( #5179 τύπος), которое можно определить как «тип, образец, модель или пример чего-то еще». Хотя KJV переводит tupos как «фигура», большинство более современных версий говорят «образец» (NIV), «прототип» (HCSB) или «тип» (ESV, NAB, NASB). Адам был типом, прототипом или образцом Христа, потому что он был полностью человеком и начинал без греховной природы — и Иисус был тем же: полностью человеком и создан без греховной природы. Причина, по которой никакой другой мужчина после Адама не мог быть «типом» Христа, заключается в том, что мы все рождаемся с греховной природой. Но если Иисус был на 100% человеком и на 100% Богом, то Адам не мог быть «типом» Христа, потому что у Адама не было «Божественной природы».
6) У Иисуса есть Бог Библия во многих стихах говорит, что есть только один Бог, и у «Бога» нет Бога. Например, в Исаии 44:6 Бог говорит: «…нет Бога, кроме Меня», а в Послании к Ефесянам 4:6 отождествляется единый Бог с Отцом и говорится, что есть «один Бог и Отец всех, Который над всеми». В отличие от «Бога», который один является Богом и не имеет Бога, у Иисуса есть Бог.
Перед своей смертью и воскресением, когда он был на кресте, Иисус воззвал: « Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил ?» ( Матф. 27:46 ; Марк 15:34 ). Позже, после своего воскресения, он говорил о своем Боге Марии Магдалине, говоря: «…восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» ( Иоан. 20:17 ). Затем, после своего вознесения на небеса, когда он стоял по правую руку от Бога, Иисус все еще называл Бога «Бог Мой». Иисус сказал о тех, кто побеждает, что он «напишет на нем имя Бога Моего » и «имя града Бога Моего », сходящего с небес от « Бога Моего ». ( Откр. 3:12 ). В Откровении 1:5-6 также говорится, что Иисус является верным свидетелем и правителем и сделал нас священниками « Богу Своему ». В Ветхом Завете пророк говорил о грядущем Мессии и сказал, что он будет пасти народ «в силе Господней, в величии имени Господа Бога Его» ( Мих. 5:4 ).
Кроме того, в Новом Завете есть стихи, которые ясно говорят о том, что «Бог» — это «Бог» Иисуса Христа. В Послании к Римлянам 15:6 говорится: «...можете едиными устами славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа». Во 2 Коринфянам 1:3 , Ефесянам 1:3 и 1 Петра 1:3 говорится: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа». В Послании к Евреям 1:9 говорится о том, как Бог благословил Иисуса: « Посему помазал Тебя [Иисуса] Боже, Бог твой елеем радости». Во 2 Коринфянам 11:31 говорится: « Бог и Отец Господа Иисуса, благословенный вовеки, знает, что я не лгу».
Кто есть «Бог» Господа Иисуса Христа? Новый Завет ясно говорит: « Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы» ( Еф. 1:17 ), и «и [Иисус] соделал нас царством, священниками Богу и Отцу Своему. Итак, «единый Бог и Отец» ( Еф. 4:6 ) есть Бог Иисуса Христа. В отличие от Иисуса, о котором и Писание, и сам Иисус свидетельствуют, что у Иисуса есть Бог, «единый Бог» Библии никогда не говорит, что у Него есть Бог. Он есть Бог, Отец, Творец, «Всевышний Бог», и Ему нет равных. Иисус не есть «Бог», он есть человек, Последний Адам, сотворенный Сын Божий, и Бог Иисуса есть Бог Отец.
7) Иисус называл Бога «единственным истинным Богом». Иисус называл Отца «единым Богом» ( Иоанна 5:44 ESV). Новая американская стандартная Библия заходит так далеко, что переводит это как « единый и единственный Бог». Прямое прочтение этого стиха заключается в том, что Иисус не считал себя Богом.
Аналогично, в ночь своего ареста Иисус молился Богу, чтобы люди «познали Тебя, единого истинного Бога» ( Иоанна 17:3 ). Кажется неискренним или, по крайней мере, сбивающим с толку, что Иисус называл своего Отца «единственным истинным Богом», если бы он знал, что и он, и «Святой Дух» также были «Лицами» в триедином Боге, и что Отец разделял с ними Свое положение «Бога». Кажется гораздо более вероятным, что Иисус сказал простую истину, когда назвал своего Отца «единственным истинным Богом».
Более того, Иисус называл Бога «Господом неба и земли». В Луки 10:21 говорится: «В тот самый час Он [Иисус] исполнился радости во Святом Духе и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам. Ей, Отче, потому что это было благоугодно Тебе». Если бы Троица была истинной, а Иисус был равным и вечным Отцу, он бы не обращался к нему как к «Господу неба и земли». Равные люди так не обращаются друг к другу. Кроме того, если бы Святой Дух был третьим членом Троицы и, таким образом, также «Господом неба и земли», похоже, Иисус не оставил бы его в своей молитве, которая была обращена к Отцу.
8) Иисус был частью Божьего творения. Колоссянам 1:15 (ESV) называет Иисуса «первенцем всего творения». Ученые расходятся во мнениях о том, что означает эта фраза, но это в первую очередь потому, что учение о Троице скрывает ее простой смысл. Учение о Троице утверждает, что Иисус «вечный», но если это правда, то он не может быть первенцем «всего творения», потому что это сделало бы его частью творения — Иисус был бы сотворенным существом. Но простое прочтение Колоссянам 1:15 кажется ясным: Иисус — сотворенное существо. Греко-английский словарь BDAG [запись в разделе «творение»] объясняет греческое слово, переведенное как «творение», как «то, что создано… из отдельных вещей или существ, созданных, тварь ». Иисус был не только сотворенным существом, он также называется «первенцем» из мертвых, потому что он был первым в творении Бога, кто был воскрешен из мертвых к вечной жизни — точка зрения, которая также подчеркивается в Колоссянам 1:18 и Откровении 1:5 .
9) Бог вечен, но у Иисуса было начало. Бог не был рожден; Он вечен. В отличие от вечного Бога, Христос «рожден», то есть рожден. У Иисуса Христа было начало. Иисус никогда не называется «Богом Сыном» в Библии, но он назван «Сыном Божьим» более 50 раз, а «сын» имеет начало. Сам факт того, что Иисус является «Сыном Божьим», показывает, что у него было начало. Тринитарная доктрина отрицает это и изобретает фразу «вечно рожденный». Но «вечно рожденный» не встречается в Библии, она была придумана, чтобы помочь объяснить Троицу, но на самом деле является бессмысленной фразой; слова поставлены вместе, но они отменяют друг друга. «Вечный» означает без начала или конца, тогда как то, что «рождено», по определению, имеет начало.
Мы не можем подходить к Библии с мудростью и «рассуждать вместе» с Богом ( Ис. 1:18 ), если мы должны изобретать и использовать небиблейские фразы для поддержки нашей теологии. Кроме того, дополнительные доказательства того, что у Иисуса было начало, приводятся в таких стихах, как Матфея 1:18 , где говорится о «начале» Иисуса Христа (см. комментарий к Матфея 1:18 ), и Колоссянам 1:15 (рассмотрено выше), где говорится, что Иисус является частью творения Бога. Библия называет Иисуса «Сыном» Бога по той простой причине, что у него было начало. Иисус был частью Божьего плана с момента основания мира, но он начал свою фактическую жизнь, когда Бог «стал его отцом», а Мария зачала его в своей утробе.
Как только мы понимаем, что у Иисуса было начало, логично спросить, когда это начало произошло. Пришествие Иисуса было предсказано в ранней книге Бытия ( Быт. 3:15 ; и мы знаем, что Авраам знал о его пришествии ( Иоан. 8:56 ; Евр. 11:17-19 ). но он фактически не существовал как подлинная личность, пока не был зачат во чреве Марии (см. комментарий к Матф. 1:20 ; а о том, что Иисус был реальным человеком, см. раздел 3 выше, что Иисус будет полностью человеком).
10) Библия учит, что Иисус и Бог — это два разных существа. Есть много стихов, где Иисус и Бог изображены как два отдельных существа. Слишком много примеров, чтобы перечислять их, но, например, в Марка 10:18 Иисус сказал богатому молодому правителю, что он не был хорошим, но «Бог» был хорошим; в Луки 2:52 Иисус рос в любви у «Бога» и у людей; Иисус сказал иудеям, что он «человек, который сказал вам истину, которую слышал от Бога» ( Иоанна 8:40 ESV); и он сказал своим ученикам: «Верьте в Бога и в Меня веруйте» ( Иоанна 14:1 ESV).
Кроме того, Послания Церкви были написаны как Богом , так и Христом. Например, в 1 Коринфянам 1:3 (ESV) говорится: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Книга Откровения показывает, что и Бог, и «Агнец» правят в вечном городе ( Откр. 22:1 , 3 ). Во всех этих примерах Иисус показан как отдельный и отличный от «Бога», во что верили и чего ожидали люди того времени.
Тринитарное объяснение этих стихов заключается в том, что Иисус — Бог, поэтому, когда Иисус говорит о себе и «Боге», то «Бог» означает «Отец». Но Библия никогда не говорит этого. Только потому, что тринитарная доктрина утверждает, что Иисус — Бог, делается предположение, что когда Иисус и Бог появляются вместе, «Бог» означает «Отец». Но простое и прямое прочтение Писания заключается в том, что есть Иисус и есть «Бог», поэтому Иисус — не Бог.
У Иисуса и Бога разные воли. Иисус молился Богу: «не Моя воля, но Твоя да будет» ( Луки 22:42 ESV; ср. Иоанна 5:30 ). Если Иисус и Отец — один и тот же «один Бог», то у них одна воля. Тринитарная доктрина утверждает, что Лука имеет в виду человеческую волю Иисуса, а не его божественную волю, но это проблематично. Во-первых, Библия никогда не говорит ничего подобного, это выдуманное объяснение. Это также означало бы, что внутри Иисуса было две воли, конфликтующие друг с другом, одна человеческая и одна божественная. Но этого, конечно, не может быть: сам Иисус учил, что царство, разделившееся само в себе, не может устоять ( Марка 3:24 ).
Библия говорит, что Иисус является «наследником» Бога ( Евр. 1:2 ) и «сонаследником» с нами ( Рим. 8:17 ). Но если Христос является совечной «Личностью» в «Божестве», то он не может быть наследником «Бога», потому что, будучи Богом, он был бы полным владельцем всего, и нет ничего, что он мог бы «унаследовать». Иисус не может быть Богом и наследником Бога одновременно.
Библия говорит, что Иисус Христос есть «образ Божий» ( Кол. 1:15 ; 2 Кор. 4:4 ). Но если Христос есть образ Божий, то Он не может быть Богом, потому что человек не может быть собой и образом себя одновременно. Иисуса можно назвать «образом» Бога, потому что он всегда исполнял волю Божию и поступал так, как поступал бы Сам Бог. Тот факт, что Иисус был образом Бога, объясняет, почему Иисус мог сказать, что если бы вы видели его, вы видели Отца.
Послание к Ефесянам 4:4-6 многими христианами признается как список семи самых важных доктрин христианской веры. В нем говорится, что есть один Бог, один Господь и один дух. Этот стих учит именно тому, чего ожидали иудеи, основываясь на Ветхом Завете, и чему учили Иисус, Петр, Павел и другие: что есть один Бог, один Господь, Мессия и один дух Божий. Здесь говорится о трех отдельных вещах, но не о «одном Боге», состоящем из Иисуса и Бога, а также «Святого Духа».
[См. Приложение 7 : «Что такое Святой Дух?»]
11) Библия учит, что Отец — Бог. В Библии говорится, что собственное имя Бога — «Яхве» ( Исход 3:15 ), и «Яхве» употребляется в Ветхом Завете более 5000 раз. Более того, «Яхве» ясно назван «Богом» в более чем 1100 стихах Ветхого Завета, что может увидеть любой, кто хорошо разбирается в симфонии (например, Быт. 17:1 ; 21:33 ; 24:3 ; Исх. 5:3 ; 20:2 ; 34:14 ; Лев. 19:2 ; Числ. 15:41 ; Втор. 4:35 ; 10:17 ; Иис. Навин. 22:22 ; 2 Царств. 7:28 ; Пс. 17:31 ; 33:12 ; 87:1 ; 99:5 ; 100:3 ; Ис. 43:3 ). Также Яхве назван «отцом» (например, Втор. 32:6 ; Пс. 2:7 ; Ис. 63:16 ; 64:8 ; Мал. 1:6 ; ср. Пс. 103:13 ; Прит. 3:12 ). Кроме того, во многих стихах Библии говорится, что «Яхве» — единственный Бог, и нет Бога, кроме Него (например, Втор. 4:35 , 39 ; 6:4 ; 2 Цар. 7:22 ; 3 Царств 8:60 ; 4 Царств 19:15 ; 1 Пар. 17:20 ; Неем. 9:6 ; Пс. 17:31 ; 85:10 ; Ис. 37:16 ; 43:10 ; 44:6 , 8 ; 45:5 , 21 ; 46:9 ; Ос. 13:4 ; Иоиль 2:27 ; Зах. 14:9 ). Поэтому в Ветхом Завете «Бог» — это Яхве, Отец, и Он — единственный Бог, «нет иного» ( Втор. 4:39 ).
Учитывая эти ясные писания, в Новом Завете должны быть очень ясные писания, которые говорят, что Иисус также является Богом, но таких писаний не существует.
Иисус называл Бога «единым истинным Богом» ( Иоанна 17:3 ) и называл Его «мой Бог» ( Матфея 27:46 ; Иоанна 20:17 ; Откровение 3:2 , 12 ).
В 1 Коринфянам 8:6 (ESV) говорится: «У нас один Бог Отец… и один Господь Иисус Христос». Этот простой и понятный язык разъясняет, что Отец — Бог, а Сын — «Господь», проводя четкое различие между ними. Более того, это различие становится еще яснее, если учесть, что в греческой культуре слово «Бог» — хотя оно использовалось более свободно, чем мы в английском языке, и использовалось по отношению к языческим богам и даже к человеческим правителям — использовалось в более ограниченном смысле, чем слово «Господь», которое использовалось по отношению ко многим различным типам людей, наделенных властью.
1 Коринфянам 8:6 начинается словами: «У нас один Бог», и если бы учение о Троице было истинным, мы бы ожидали, что оно закончится в типично тринитарном ключе, например, «Отец, Сын и Святой Дух». Мы, конечно, не ожидали бы, что в нем будет назван только Отец «Богом» и полностью будет опущен «Святой Дух». Есть ряд стихов, которые ясно указывают на то, что только Отец является Богом (например, Втор. 4:35 , 39 ; 2 Цар. 7:22 ; 3 Царств 8:60 ; 4 Царств 19:15 ; 1 Пар. 17:20 ; Неем. 9:6 ; Псалом 17:31 ; 85:10 ; Ис. 37:16-20 ; 45:5 , 21 ; 46:9 ; Иоиль 2:27 ; Иоанн 17:3 ; Рим. 3:30 ; 1 Кор. 8:4-5 ; Гал. 3:20 ; 1 Тим. 1:17 ; 2:5 ; Иак. 2:19 ).
12) Бог больше Христа Иисус сказал: «…Отец больше Меня» ( Иоанна 14:28 ESV). Он также сказал: «Отец Мой… больше всех» ( Иоанна 10:29 ). Напротив, ортодоксальная формула Троицы гласит, что Отец и Сын «равны». Мы не видим причин не верить простому утверждению Иисуса.
Бог больше Христа, как и Христос больше нас. В 1 Коринфянам 3:23 (KJV) говорится: «И вы Христовы, а Христос Божий ». Когда Библия говорит: «Вы Христовы», она говорит: «Вы принадлежите Христу», и многие английские версии говорят именно это (т. е. CJB, HCSB, NASB, NET, NJB, NLT). Таким образом, в стихе говорится: «И вы принадлежите Христу, а Христос принадлежит Богу» (NASB). Кажется очевидным, что Иисус не может быть Богом и принадлежать Богу одновременно.
Библия учит, что Бог — «глава» Христа, то есть Он — лидер Христа: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог» ( 1 Кор. 11:3 ESV). Тринитарное объяснение этого стиха заключается в том, что Бог был главой Христа только тогда, когда он был на земле, но Библия никогда не говорит об этом. На самом деле, Библия показывает нам обратное: Бог по-прежнему является главой Христа и направляет его даже после того, как он вознесся на небеса, и будет им вечно ( 1 Кор. 15:28 ; Откр. 1:1 ; 14:14-15 ).
Бог может быть рассмотрен как более великий, чем Мессия в Псалме 2. В этом Псалме Мессия Божий назван «помазанником Его» ( Пс. 2:2 ), и Бог говорит: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею» ( Пс. 2:6 ESV, курсив наш). Мессия не показан как равный правитель с Богом, но как подчиненный Богу правитель. Более того, Бог говорит, что Он породил Мессию: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» ( Пс. 2:7 ESV). Хотя комментаторы спорят о том, к какому дню относится «сегодня», ясно, что Мессия рождается в определенное время в истории, он не «вечно рожден».
Бог «сделал» Иисуса Господом. В учении Петра иудеям в день Пятидесятницы он учил, что «Бог сделал и Господом, и Христом, сего Иисуса, которого вы распяли» ( Деяния 2:36 ESV). Чтобы сделать Иисуса Господом, Бог должен иметь большую власть, чем Иисус. Более того, если Христос был Богом, то он уже был «Господом» — в этом случае Богу не нужно было бы «делать» его Господом.
Также учили, что поскольку Иисуса называют «Господом», он должен быть Богом. Но «Господь» (греческое слово kurios ) — это мужской титул уважения и благородства, и многие другие, помимо Бога и Иисуса, называются «Господом». Однако это может быть трудно увидеть в английских Библиях, потому что во многих случаях kurios не переводится как «Господь», и это запутывает вопрос.
Владельцы собственности называются Господами ( Мф. 20:8 , куриос — «владелец» в NIV) Главы семейств назывались господами ( Марк 13:35 , владелец = куриос ). Рабовладельцы назывались господами ( Мф. 10:24 , господин = куриос ). мужья назывались господами ( 1 Пет. 3:6 , господин (NIV) = куриос ). сын назвал отца своего Господом ( Мф. 21:30 , сир = куриос ). Римский император именовался Господом ( Деяния 25:26 , Его Величество = куриос ). Римские власти назывались Господами ( Мф. 27:63 , сир = куриос ). Христиане считают Иисуса своим «Господом», но это не то же самое, что сказать, что он «Бог».
Библия говорит, что даже в будущем Сын будет подчинен Отцу. «Когда же все будет подчинено Ему, тогда и Сам Сын будет подчинен Ему [Богу], покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» ( 1 Кор. 15:28 ESV). Если Иисус будет подчинен Отцу в вечном будущем, то, похоже, учение о том, что они двое «равные», неверно.
Иисус был посвящен (освящен) Богом. В Евангелии от Иоанна 10:36 (ESV) говорится: «Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: «Богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я Сын Божий»?» Тот факт, что Иисус был посвящен, или, как это переводится в других версиях, «освящен», Богом, показывает, что он не Бог, потому что Бог не нуждается в освящении.
В Послании к Филиппийцам 2:6 (ESV) говорится, что Христос «не почитал хищением равенство с Богом» (ср. NAB, NASB, NET, NIV, NJB, Rotherham). Среди ученых существуют разногласия относительно того, как переводить греческий текст, поэтому другие английские версии переводят стих несколько иначе. Тем не менее, смысл стиха в том, что Иисус Христос был высоко превознесен Богом, потому что он был скромным и не искал равенства с Богом. Если бы Иисус был Богом, то ему изначально не нужно было бы искать равенства с Богом — это было бы изначально в нем.
Иисус получил свое руководство и свое учение от своего Отца, Бога. В Иоанна 5:19 (ESV) он сказал: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего». Иисус повторил это несколькими разными способами. «Я ничего не могу творить Сам от Себя; как слышу, так и сужу… ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» ( Иоанна 5:30 ESV). «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня» ( Иоанна 7:16 ESV). «Я ничего не делаю от Себя, но говорю, как научил Меня Отец» ( Иоанна 8:28 ESV). «Ибо Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец Сам дал Мне заповедь, что говорить и что говорить» ( Иоанна 12:49 ESV). Если бы Иисус был Богом, равным и вечным Отцу, то Ему не нужно было бы руководство Отца.
Как сказал Иисус, Бог, его Отец, «послал» его. Бог посылал людей исполнять Его волю на протяжении тысячелетий. Бог посылал пророков (например, 2 Пар. 24:19 ; 25:15 ; Иер. 7:25 ; 25:4 , 5 ; 28:9 ; 35:15 ; 44:4 ; Варух 1:21), и Он послал Иоанна Крестителя ( Иоанна 1:6 ), и Он послал Иисуса ( Луки 10:16 ; Иоанна 3:17 , 5:23 , 7:16 ; 12:49 ). Тот факт, что Бог «послал» Иисуса, на самом деле противоречит Троице, потому что если бы Троица была истинной, то Отцу не нужно было «посылать» Иисуса, он бы пришел сам.
Ветхий Завет называл Мессию слугой Божьим. Например, в Исаии 52-53 , где говорится о страданиях и смерти Мессии, Библия называет Мессию «рабом» Божьим ( Ис. 52:13 ; ср. Зах. 3:8 ). Когда ученики молились Богу в Деяниях, они называли царя Давида «рабом» Божьим ( Деян. 4:25 ), а позже в той же молитве они называли Иисуса «святым рабом твоим» ( Деян. 4:30 CSB, ESV, NAB, NASB, NET, NIV, NJB). Они приравнивали Мессию к слуге Божьему, как и Давид, вместо того, чтобы называть Иисуса Богом (ср. Мф. 12:18 ; Деян. 3:26 ). Иисус не Бог, а слуга Божий, как и говорит Библия.
Многие стихи указывают на то, что сила и власть Иисуса были даны ему Отцом. Если бы Иисус был вечным Богом, то он всегда имел бы то, что, как говорит Писание, ему было «дано». Христос был:
Дана «всякая власть» ( Мф. 28:18 ). Ему дано «имя выше всякого имени» ( Фил. 2:9 ). Отец дал Ему задание завершить его ( Иоанна 5:36 ). Дан верующим в Него Отцом ( Иоанна 6:39 ; Иоанна 10:29 ). Дана слава ( Иоанна 17:22 , 24 ). Ему была дана «чаша» (муки и смерть) Отцом ( Иоанна 18:11 ). «Сидя» одесную Бога ( Еф. 1:20-21 ). «Поставлен» над Церковью ( Еф. 1:22 ). Эти стихи и другие, подобные им, не имеют смысла, если Христос «равен» Отцу. Взятые на веру, они показывают, что Иисус — человек, одобренный Богом.
Богатый молодой правитель пришел к Христу и назвал его «добрым учителем» ( Луки 18:18 ESV). Иисус ответил: «Что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог» ( Луки 18:19 ESV). Если Иисус говорил людям, что он Бог, почему он не похвалил этого молодого правителя за то, что он назвал его «добрым»? То, что Иисус мягко упрекнул этого человека и сказал, что никто не благ, кроме «Бога», является доказательством того, что Иисус не учил людей тому, что он Бог. Иисус очень быстро провел различие между собой и Богом, и тем самым подтвердил то, во что этот еврей уже верил: что есть один Бог, и Иисус определенно не был этим единым Богом.
В Луки 2:52 говорится, что Иисус возрастал в благодати «Бога». Но если бы Иисус был Богом и частью Троицы, он не мог бы возрастать в благодати ни у себя, ни у Отца, ни у Святого Духа. Взаимная любовь и благословение среди членов Троицы были бы вечными и неизменными. Иисус мог бы возрастать в благодати Бога, только если бы он сам не был Богом.
Когда дело доходит до назначения должностей власти в грядущем Царстве Христа, Иисус сказал, что те, кто будет сидеть рядом с ним как люди с властью, «не от Меня зависит, но от тех, кому уготовано Отцом Моим» ( Мф. 20:23 ). Если бы Иисус был Богом и равным Отцу, эти должности власти принадлежали бы Ему, чтобы давать.
Несмотря на популярность термина «Божественность Христа», эта фраза никогда не появляется в Библии, и Христос никогда не называется «Божеством» в Библии. «Божество» происходит от латинского « Deus », что означает «Бог», а фраза «Божественность Христа», как она обычно (но не в Библии) используется, означает «Божественность» Христа.
Колоссянам 2:9 (ESV) говорит, что во Христе «обитает вся полнота Божества телесно». В этом стихе утверждается, что Бог (Божество) поместил всю Свою полноту во Христе, что совершенно отличается от утверждения, что Христос сам является Божеством. Ранее в Колоссянам эта концепция проясняется: «Ибо благоугодно было Богу, чтобы вся полнота Его обитала в Нем» ( Кол. 1:19 NIV84). Это правда. Но тот факт, что Христос имеет «всю полноту» Бога, не делает Его Богом. Ефесянам 3:19 говорит, что христиане также должны быть наполнены «всей полнотой Божией», но это не значит, что христиане каким-то образом станут Богом.
13) Иисус умер, но Бог бессмертен. В Новом Завете 1 Тимофею 6:16 относится к Отцу, а не к Иисусу Христу, и там говорится, что только Бог имеет бессмертие. То, что этот стих о Боге, а не об Иисусе, ясно из описания в стихе, что Он «один имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто не видел и видеть не может». Эти описания относятся к Отцу, а не к Иисусу Христу, и «Он» (Отец) обеспечит возвращение Христа в свое время ( 1 Тим. 6:15 ).
Православное христианство учит, что Иисус умер, а затем воскрес из мертвых, основываясь на Иоанна 2:19 ; 10:17-18 . Так часто говорят, что Иисус был Богом, а также что Иисус умер, что мы забыли, что это на самом деле бессмысленно. Бог не может умереть ( 1 Тим. 1:17 , 6:16 ; Пс. 90:2 ; Ис. 40:28 ; Рим. 16:26 ), и все же самая важная часть нашей веры заключается в том, что Иисус умер и воскрес из мертвых. Если Иисус был мертв, то он не был «Богом», который бессмертен, и он не воскрес из мертвых, если на самом деле он был действительно мертв».
Тринитарии обходят тот факт, что Иисус был мертв, говоря, что умерла только его человеческая природа, но с этим есть довольно много проблем. Во-первых, Халкидонский собор, которого придерживаются тринитарии, посчитал бы эту идею ересью. Говоря об Иисусе, он говорит, что он «признан в Двух Природах неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно… не так, как если бы Он был разделен или разделен на Два Лица, но Единый и Тот же Самый Сын и Единородный Бог, Слово, Господь, Иисус Христос» (Халкидонское определение, Четвертый Вселенский собор в Халкидоне, 451 г. н. э.). Идея о том, что человеческая природа Иисуса могла быть отделена от его божественной природы, является формой несторианства, которое тринитарии считают ересью и которое было осуждено на Эфесском соборе (431 г. н. э.), а также на Халкидонском соборе, как показано выше. Поэтому утверждение о том, что умерла только человеческая природа Иисуса, по мнению самих тринитариев, является ересью.
Во-вторых, Библия никогда не говорит, что умерла только человеческая природа Иисуса. Фактически, Библия никогда не говорит, что у Иисуса было две природы. Это тринитарное предположение, не основанное напрямую на Писании. Более того, Библия никогда не говорит, что «человеческая природа Иисуса умерла и воскресла», она говорит, что «Иисус» умер и воскрес. Более тонкая проблема с утверждением, что умерла только человеческая природа Иисуса, заключается в том, что тогда тринитарный «Иисус» (с двумя природами) не умер на кресте. «Иисус» — это не просто одна природа, он — две природы, согласно тринитариям. Тринитарная доктрина заключается в том, что «Иисус» — это Личность в Троице, которая имеет две природы, человеческую и божественную. Ни один тринитарный документ об Иисусе не говорит, что «Иисус» имеет только человеческую природу. Тринитарии единодушны в том, что «Иисус» — это Личность с двумя природами. Это означало бы, что когда «Иисус» умер, обе природы были мертвы. Но это не может быть верно: Бог не может умереть, поэтому предполагаемая «Божественная природа» Иисуса не могла умереть.
Поскольку, согласно учению о Триединстве, две природы Христа не могут быть разделены, то, по-видимому, любой тринитарий должен либо верить в то, что Бог (Иисус) умер, что бессмысленно, либо верить в то, что Иисус не был Богом и, следовательно, мог умереть за наши грехи. Продолжение следует